Природа, которую мы выбираем

Профессор КГУ Алексей Стрельцов в гостях «Ютуб-канала» ЗНАМЯ ответил на самые главные экологические вопросы.

Поводом для приглашения в студию заслуженного эколога РФ стало известие о решении спилить в Калуге все ясени. Дело в том, что в областном центре эту породу деревьев активно убивает расплодившееся насекомое – златка. Именно с этого вопроса мы и начали разговор.

— Златка – красивое насекомое, и оно вреда не приносит. А вот его личинки – да. Они портят деревья, нарушая поток движения питательных веществ дерева и ясени сохнут. Но тут вот какое дело, ясень пенсильванский, который у нас широко использовался для озеленения городов, он занесен в черную книгу. Это нежелательное растение для распространения его в городах. Он активно размножается, хорошо приживается и начинает вытеснять другие виды растений. Как, кстати и клен американский, он должен быть запрещен полностью.

— То есть златка — наш друг, получается?

— С экологической точки зрения – да. Все равно надо этот пенсильванский ясень вырубать. Слава богу, появилась златка и деревья стали засыхать, а мы обратили внимание на это и решили вырубить эти ясени.

— Хорошо, спилили мы их, а что сажать вместо? Какое самое, на ваш взгляд, благоприятное для города дерево?

— Очень трудно сказать. Традиционно – липа, но липа тоже проблемное дерево. Продуктивность переработки углекислого газа практически одинакова – чем больше крона, тем больше процесс фотосинтеза идет.

— Пуховский пруд, есть ли опасность потерять его?

— Обмеление – это гидрологические причины. Нет сейчас такой жары, чтобы активно испарялась вода. Количество зелени в воде – это нормально. Вот если бы вода была зеленой, было бы плохо. Здесь я цветения не наблюдаю.

Мы же привыкаем к тому, что было. Когда начинают что-то менять, всегда люди с подозрением относятся. Что же касается реконструкции Пуховского пруда, то властям все же надо было бы к нам, экологам, обратиться.

— Но ведь были случаи, когда власть обращалась к вам, вы делали экспертизу, но ее результаты осели где-то в столах чиновников…

— В Березуйском овраге мы делали даже дендроплан. Мы предложили в овраге создать кусочки лесов Калужской области. Всех скоплений деревьев, которые произрастают на территории нашего региона. Наш проект лежит в горуправе.

— Существует такое мнение, что лес необходимо чистить от валежника, насколько это мнение правильно?

— Для нас, людей, лес – это область хозяйствования. Древесина нужна. Удобнее и выгоднее, когда елочки рядами, все чисто, чтобы потом можно было эффективно заготовлять деловую древесину. Это с одной стороны. С другой — лес как экосистема, которая сохраняет стабильность, живет, независимо от нас. В этой экосистеме должны обязательно быть валежник, гнилье. И ничего с таким лесом не случится, поверьте мне. Посмотрите на тайгу – там никто валежник не собирает, однако она, тайга, не глохнет, не вымирает.

— А листву осенью надо убирать из городских парков и дворов?

— Этот вопрос почему-то поднимают каждую осень, хотя ответ есть однозначный: не надо. Более того, в Москве есть постановление, запрещающее убирать листву во дворах и парках. Листва убирается лишь вдоль автодорог. Бессмысленно убирать листву, кроме того, эта уборка – постоянный источник стресса для деревьев.  В нормальной сезонный круговорот: листва опадает, перегнивает, создается слой перегноя, в нем живет полезная для деревьев живность (дождевые черви, например).

— Природа сама восстанавливается. Даже после достаточно сильного вмешательства человека. Вспомнить хотя бы пахнущую одеколоном рыбу в Яченском водохранилище из-за сбросов в Яченку отходов СДВ в 80-х годах прошлого века. Так, может, и не нужны никакие экологические десанты, очистки?

— Слава богу, «убить» природу достаточно сложно. Но, увы, возможно. Вспомните Аральское море, например, или Сырдарью, которая как река исчезла уже. Природе все же необходимо помогать, иначе нам всем придется ходить по улицам в таких же нарядах, что сейчас ходят врачи в ковидных отделениях больниц.

Полную видеоверсию разговора смотрите ниже.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Алина АНДРЕЕВА.