Как форпост между мирами

Областная инфекционная больница усиливает борьбу за здоровье калужан.

Калужскому областному специализированному центру инфекционных заболеваний и СПИД необходимо развиваться дальше с учетом новых задач, стоящих перед службой. Эта мысль прозвучала в разговоре главного врача медучреждения с главой региона, и у некоторых калужан вызвала недоумение. Дескать, зачем тратить серьезные бюджетные деньги, если заболеваемость коронавирусом в области идет на спад?

Однако не только лечением ковида занимаются в областной инфекционной больнице. Да и коронавирус никуда не ушел, а лишь дополнил список возбудителей опасных заболеваний, теперь известных человеку. И перечень этот крошечно мал по сравнению с реальным разнообразием вирусов. Об этом и не только — в разговоре с главным врачом Калужского областного специализированного центра инфекционных заболеваний и СПИД Еленой АЛЕШИНОЙ.

— Елена Николаевна, почему вы говорите, что ковид — это лишь продолжение войны?

— Потому что мы с вами забылись, ошибочно посчитав, что именно человек — хозяин планеты. Нет, главные на Земле — микроорганизмы. Миллиарды, триллионы микроорганизмов, которых мы не видим, а они повсюду: в воздухе, на нашем теле, в слизистых, кишечнике, да где угодно. Мы забыли о них, перестали опасаться инфекций, перестали относиться друг к другу, животным, окружающему миру как к источникам инфекции, а ковид лишь напомнил, что именно мир микроорганизмов, а не человека — главный на нашей планете.

— Получается, что инфекционная больница как форпост между этими мирами, который защищает калужан?

— Мы не просто больница, а специализированный центр, то есть не только лечим, но и занимаемся диагностикой инфекционных заболеваний, их профилактикой, вакцинопрофилактикой, информационным просвещением населения, обучаем медработников, повышаем их квалификацию по своему профилю.

Что касается лечения, то это не только ковид, но и вообще все инфекции, которые когда-либо выявлялись на территории Калужской области, начиная от банальной ОРВИ и заканчивая ВИЧ-инфекцией. Коронавирус же показал узкие места, которые у нас есть в больнице на фронте борьбы с инфекционными заболеваниями. Например, отсутствие компьютерного томографа, на закупку которого уже выделены средства из областного бюджета. Он позволит оперативно диагностировать пациентов и, не теряя времени, назначать необходимое лечение.

Ведь как мы действовали раньше?.. Из-за отсутствия КТ тяжелого пациента на санавиации, с реаниматологом и кислородным аппаратом возили в другую больницу. Или, скажем, к нам поступает человек с явлениями менингита. Мы с помощью компьютерного томографа быстро определим, менингит у него или, возможно, органические поражения головного мозга, тот же инсульт. А поставив оперативно правильный диагноз, минимизируем риски осложнений. Сейчас наша задача — приобрести тот аппарат КТ, который будет актуален на несколько лет вперед, то есть максимально эффективно освоить выделенные деньги. Но часть необходимого оборудования будет поставлена по контрактам, которые были заключены еще весной, то есть до ковида. Придет современное эндоскопическое оборудование, дополнительно три швейцарских аппарата ИВЛ. По сути, мы завершим дооснащение больницы.

— А станет ли в дальнейшем использоваться то оборудование, которое закупали в период пандемии?

— Для развития своего учреждения будем задействовать и внутренние ресурсы. Например, хотим сделать три уровня коек вместо нынешних двух. Сейчас у нас два их вида — реанимационные, где наблюдаются тяжелейшие пациенты с угрозой жизни, и койки в боксах, где лечатся. Мы же хотим создать третий уровень внутри коечного фонда, используя то оборудование, которое было закуплено на ковид: мониторы, разводки кислорода, инфузоматы (это аппараты, которые при необходимости длительное время инъекционно вводят препараты с определенной скоростью). Это будут койки интенсивной терапии, промежуточные между реанимацией и боксами. В таких палатах станут наблюдаться все пациенты, которые еще или уже не нуждаются в реанимационных мероприятиях, но остаются пока в тяжелом состоянии. Но это, повторюсь, уже из внутренних ресурсов, без дополнительных вложений.

— Елена Николаевна, перед наступлением осени — традиционного сезона гриппа и ОРВИ, что вы можете посоветовать калужанам, чтобы они не оказались в числе ваших пациентов?

— Во-первых, продолжать выполнять элементарные противоэпидемические мероприятия, которые были при ковиде. То есть избегать массового скопления людей, в ограниченном пространстве (аптеках, магазинах, общественном транспорте и т.д.) носить маски, обязательно мыть руки после улицы и перед едой. Стараться держать социальную дистанцию.

Во-вторых, пересмотреть свое питание. Сейчас много овощей и фруктов, много ягод, чтобы делать натуральные морсы и компоты. Откажитесь от фастфуда и газированных шипучек. Больше белков, меньше сладостей и полуфабрикатов на пальмовом масле.

Третье — это обязательная двигательная активность: зарядка по утрам, длительные прогулки быстрым темпом на свежем воздухе. И, конечно же, вакцинопрофилактика.

— Некоторые сознательно избегают прививок…

— Диссидентское движение против вакцин не опасно только при существовании иммунной прослойки, когда большинство людей привиты. Но в последнее время она все тоньше, и вот у нас в больнице уже появляются груднички, зараженные коклюшем. Они должны были получить прививки в три месяца, но им, увы, не дали такой возможности. Как результат — лечение в нашем стационаре. А болеют они очень тяжело! Самый маленький наш пациент с коклюшем — младенец двенадцати дней от роду.

Теперь о вакцинации против гриппа. Все больные с таким диагнозом, которые у нас лежали в реанимации, в том числе умершие, они все были не привиты. При этом у нас не было ни одного человека после прививки, который попал бы к нам в тяжелом состоянии. Вот и весь ответ вакцинодиссидентам. Так что уповать на антибиотики и собственный иммунитет опасно. А когда есть возможность профилактировать инфекцию, еще и глупо.

Беседовала Наталья ТИМАШОВА.

Фото автора и пресс-службы Калужского правительства.