Больше рецидивов

Помощник прокурора области о подростковой преступности в регионе.

Поводом к разговору со старшим помощником прокурора области по надзору за исполнением закона о несовершеннолетних Ириной Копеиной стала информация о почти двукратном росте показателей детской и подростковой преступности.

— Ирина Викторовна, хотелось бы знать, чем можно объяснить причины этой ситуации?

 — Для начала поясню, как были получены цифры статистики, говорящие о почти двукратном росте. За пять месяцев этого года количество преступлений, совершенных детьми и подростками, было 239 против 123 за аналогичный период 2019-го, это почти на 94% больше. Сейчас, когда подведены итоги полугодия, рост числа преступлений составил 25%.

При этом снизилось количество несовершеннолетних преступников. Их 130 — на пять меньше, чем в прошлом году, но они стали участниками 241 эпизода. Мы чаще наблюдаем случаи, как несовершеннолетние совершают групповые преступления, и по нескольку раз.

— В каких видах правонарушений чаще были замечены дети и подростки?

 — В основном преобладают кражи товарно-материальных ценностей, денег. Несколько эпизодов на счету группы подростков 16 — 18 лет, которые совершали в Калуге хищения по магазинам «Пятерочка» и «Магнит». Разбивали ночью двери, проникали внутрь, брали продукты.

Вторая по численности группа преступлений — угоны. Крадут недорогие машины, оставленные без присмотра во дворах, чтобы покататься. Тревогу вызывает рост числа подростков, которые совершили преступления в сфере оборота наркотиков. Было пять человек — стало восемь. Это так называемые «закладки» наркотических средств, количество таких эпизодов — 20.

— Что двигало подростками, которые обворовывали сетевые магазины? Амбиции, кураж или просто желание вволю наесться?..

 — С этой группой детей сейчас работают наши сотрудники. Могу сказать, что это все дети из неблагополучных, пьющих семей. Одновременно мы провели проверки, как органы профилактики занимались этими детками, когда им было по 8 — 9 лет и они впервые попали в поле зрения полиции. У всех были эпизоды, когда их поймали на мелких преступлениях, но органы вовремя не применили весь комплекс мер. Детям не смогли помочь и объяснить, какие ценности нужно преследовать в жизни.

— В каких-то нестандартных видах преступлений наши подростки были замечены за последний период?

— Есть несколько случаев, когда шестнадцати — восемнадцатилетние юноши пытались совершить банковские мошенничества. Это ребята с высокими интеллектуальными способностями, не нашедшие себя в области образования и самореализующиеся в асоциальной сфере.

 — Преступников меньше, но преступлений, эпизодов с участием детей и подростков больше. Как вы это расцениваете?

— То, что меньше детей вовлечено в преступную деятельность, — это хорошо, тем более с учетом прироста рождаемости. Что касается повторных, групповых преступлений, то во многом это результат плохой ранней профилактики. Должна проводиться работа, которая позволит ребенку реабилитироваться. Наша задача — заставить работать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и мы будем это делать.

— Есть ли у вас данные о том, как повлиял период самоизоляции на количество преступлений?

— Сравнивать аналогичные периоды этого года и прошлых лет здесь будет некорректно, так как мы считаем только законченные расследования, и если ребенку еще обвинение не предъявлено, то он считается невиновным. Возможно, период с марта по май не вошел в статистику по этой причине. Вообще говоря, по учету криминальной активности многоэпизодные дела приходятся на время каникул. Вот и в этом году группа из 8 — 9 человек именно в период самоизоляции совершала хищения.

Еще могу сказать, что преступлений в отношении детей, когда был период самоизоляции, оказалось гораздо меньше. Если в прошлом году родителями в семье было совершено 24 преступления, то в этом году за март — май — всего пять.

— Не так давно прокуратура стала вести реестр объектов, опасных для жизни и здоровья несовершеннолетних. Как эта работа связана с профилактикой правонарушений?

— Задача прокуратуры — обезопасить среду пребывания ребенка. Анализ происшествий с участием несовершеннолетних выявил необходимость принятия разного рода мер в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, минимизации рисков и несчастных случаев. Поэтому было принято решение с 2019 года вести реестр мест, которые могут способствовать совершению преступления в отношении ребенка либо подтолкнуть его к противоправным действиям. Это открытые люки, заброшенные хозяйственные территории, стройки с открытым доступом, аварийные расселенные жилые дома. На данный момент мы выявили порядка 300 подобных объектов.

Могу привести конкретные примеры того, что было сделано. По иску прокурора Ульяновского района выявлено стеклянное сооружение, ранее используемое школой в качестве теплицы. По требованию прокурора Тарусского района закрыт доступ в заброшенное здание очистных сооружений, установлено ограждение на месте строительства. Это хорошая профилактика и безопасности, и безнадзорности.

— На ваш взгляд, почему современные дети чаще всего идут на преступления?

— За каждым ребенком из числа правонарушителей стоят проблемы семейного неблагополучия. Хотя не все так однозначно. Есть и случаи совершения противоправных действий ребятами из очень обеспеченных семей, в которых формально все в порядке. Когда начинаем разбираться с каждым из конкретных случаев, выясняем, что ребенок обеспечен всеми мыслимыми игрушками, невероятно дорогими гаджетами, собственными комнатами, но психологической близости с родственниками нет, отсутствуют контакты, душевность, то есть он, по сути, одинок.

На мой взгляд, наша основная проблема в том, что мы разучились разговаривать с детьми. Приходим домой и каждую минуту углубляемся в общение с родственниками и друзьями в телефоне. У многих не хватает времени на маленьких детей, а к подростковому возрасту его вообще не оказывается. Понятно, что родители сильно заняты на работе и очень устают. Но я всегда говорю им, что родить и обеспечить материальными благами — это еще не все, самое главное — пройти испытание воспитанием.

Записала Елена ГУСЕВА.

Фото из архива героя публикации.