«Цифра» нам в помощь

Александр Аникеев ответил на вопросы о цифровой образовательной среде.

Родительское и ученическое сообщество бурлит мрачными предположениями по поводу участия Калужской области в пилотном проекте по внедрению цифровой образовательной среды.

Более всего смущает в нем пресловутый дистант. Вопросы наших читателей мы адресовали региональному министру образования и науки Александру АНИКЕЕВУ.

— Александр Сергеевич, просьба пояснить: в каких случаях проект предполагает использование дистанционного обучения? И какие ситуации будут считаться экстренными?

— Проект по внедрению комплексной модели цифровизации образования не означает всеобщий переход на дистанционное обучение. При этом надо понимать, что теперь мы должны учитывать вероятность повторения пандемии и быть готовыми к такому развитию событий, поэтому будут разработаны отечественные цифровые платформы, которые позволят проводить видеоуроки в тех случаях, когда посещение школы будет невозможным. Теперь дети, которые не посещают школу по болезни, смогут общаться с учителями по видеосвязи.

— А каким образом оно может «расширить возможности традиционного, базового образования»?

 — Что касается расширения возможностей, то здесь, прежде всего, важны наличие высокоскоростного интернета во всех школах области и общедоступность всех ключевых образовательных ресурсов. Самый простой пример — у школы будет возможность установить видеосвязь с известными гостями — к примеру, писателями, спортсменами, которые не всегда могут лично посетить учебное заведение и пообщаться с детьми.

— Одной из проблем, с которой столкнулись учителя и ученики в течение двух месяцев дистанционного обучения, была техническая. Разный уровень электронных гаджетов не позволял полноценно учиться и учить. Каким образом будет соблюден принцип равенства возможностей при дистанционной форме работы?

 — Мы приложим все усилия по созданию максимально универсальной цифровой платформы, которая будет работать при различной скорости интернета. Опять же хочу заметить, что не нужно сводить проект по цифровизации к дистанционному обучению. Никто не собирается отменять или заменять традиционную форму образования.

— Как будет контролироваться вопрос дисциплины на дистанте? Посещаемость онлайн-уроков была низкой. Отговорки такого плана, как «не работал компьютер», «не было электричества», «плохая связь», труднопроверяемы в отличие от медсправок, как при очной форме.

— Посещаемость онлайн-уроков не вызывала у нас вопросов. И ее нельзя назвать низкой — за время дистанционного обучения, с 6 апреля по 29 мая, в систему «Сетевой город» было зафиксировано почти шесть миллионов входов. Кто мог подключиться и заниматься, тот делал это всегда по тому расписанию, которое установила школа. В каждом случае с техническими проблемами классным руководителем проводилась адресная работа, и видеоурок заменялся другими формами занятий через передачу заданий на бумажном носителе.

Дисциплина — неотъемлемая часть любых уроков. Традиционные педагогические приемы, такие как личная беседа, разговор с родителями, здесь работают так же эффективно, как и при очном обучении.

— Будет ли участие в эксперименте по цифровизации образования добровольным или обязательным для всех учеников? Подключатся ли к нему все школы области, классы?

— Мы собираемся с помощью цифровых ресурсов упростить те процедуры, которыми занимаются учителя и руководство школы: составление расписания, ведение электронного журнала и дневника, разработку образовательных и учебных программ. Здесь совершенно неуместна речь о добровольном или обязательном участии, потому что структура ведения традиционного образовательного процесса останется неизменной.

— С какой целью будет составляться цифровое портфолио школьника? Каким образом предполагается сохранить данную информацию от посягательств посторонних?

— Мы никогда не сталкивались с «посягательством посторонних». Вряд ли данные о полученных школьником грамотах можно считать секретной частной информацией. Кроме того, сама цифровая платформа будет обеспечена системами защиты информации. Цифровое портфолио — это возможность централизованного хранения информации о собственных достижениях в учебе, науке, спорте. Цифровой вариант этой информации более удобен для анализа высшим учебным заведением, чем кипа грамот в приемной вуза.

 — Сотрудники министерства недавно давали пояснение к пилотному проекту и упомянули, что новая модель поможет сделать традиционную форму обучения в школьных классах более эффективной и интересной. За счет чего?

— Сейчас почти каждый урок проходит с демонстрацией визуальных материалов: презентации, видеофрагменты. С помощью высокоскоростного интернета можно будет выполнять задания в режиме онлайн, устанавливать видеосвязь с другими учителями и вести совместные уроки. Здесь все зависит от инициативности и фантазии учителей. В целом же можно сказать кратко: за счет расширения возможностей традиционного обучения.

Записала Елена ГУСЕВА.

Фото tsargrad.tv.