Сегодняшний герой нашего рассказа хранит более чем столетнюю историю. На фотографиях двадцатого века – Калужский электромеханический завод, или КЭМЗ, как по привычке называют его жители, основанный еще в 1917 году. Совсем скоро, 24 августа, он отметит свое 103-летие.

Краеведам известно, что за неделю до исторической даты на Окской железнодорожной ветке, что пролегала по окраине Калуги, разгрузился военный эшелон из Могилева. Пассажиры и прибывшее оборудование были эвакуированы с окраины белорусской столицы и, по сути, являлись подвижными телефонно-телеграфными мастерскими «Телемаст». Новоприбывших разместили на территории Николаевских казарм.

Отвлечемся ненадолго от истории завода. Место, где расположились мастеровые, было известно в Калуге как Кожевни. Заведения этого профиля принадлежали нескольким купеческим фамилиям — Постниковым, Грибановым, Торубаевым, Черновым, Кувшинниковым — и по тем временам были крайне прибыльными. Из выпускаемой здесь кожи делали седла и обувь, галантерейные изделия и охотничье снаряжение. Калужские кожевенники славились своим мастерством, отчего продукцией торговали за границу.

Однако к началу Первой мировой войны производство стало хиреть, отчего ряд зданий Кожевен отдали под казармы. Уже через неделю, по завершении монтажа оборудования, мастерские по ремонту телеграфно-телефонной аппаратуры начали работать. В распоряжении будущего КЭМЗ имелось 11 металлообрабатывающих станков, работавших от общей трансмиссии, и несколько десятков солдат. Вплоть до 1922 года мастерские занимались тем, что умели, — приводили в порядок и налаживали телеграфно-телефонную аппаратуру. В 1924-м на «Телемасте» работали 280 человек, что делало телеграфные мастерские вторым по значимости после Главных железнодорожных мастерских предприятием Калуги.

 Еще через пять лет, в 1929-м, на протяжении года строились новые корпуса, закупалось оборудование. Все для того, чтобы начать выпускать собственный продукт. Начиная с 1930-го, десять лет завод осваивает стартовую для себя продукцию. В Калуге начинают выпускаться первые отечественные буквопечатающие телеграфные аппараты, потом — первый «Таксофон», следом — автоматические телефонные станции (АТС) и радиоприемники.

К началу войны производство крепло и расширялось. Но на все время Великой Отечественной, с 1941 по 1945 годы, оборонозначимое производство эвакуировали в Саратовскую область. Теперь калужские телеграфные аппараты выпускались для фронта, служащие объединялись во фронтовые бригады.

Тем временем война жестоко обошлась со зданиями бывших мастерских. Завод буквально пришлось отстраивать заново — от старых корпусов остались одни руины. Реконструкция, к слову, началась еще в 1942-м, после ухода из Калуги немецких захватчиков.

В 1946-м предприятие заработало, а через четыре года троекратно, по сравнению с довоенной порой, увеличило мощность производства. В 60-е, как и многие другие советские предприятия, завод впервые занялся «космической» продукцией: здесь выпускали аппаратную фототелеграфную связь «Волга», с помощью которой было принято фото обратной стороны Луны. Строятся пионерлагерь «Дружба», детские сады, заводская столовая и поликлиника, открываются школы рабочей молодежи. Позже завод построит свой ДК и спорткомплекс «Энергия».

С начала восьмидесятых и почти до нового тысячелетия на КЭМЗ разрабатывается космическая аппаратура «Крушина», которая обеспечивает Российский МИД глобальной информационной связью, выпускаются первые телевизоры «КЭМЗ» и много чего еще. В 2004 году ставший госпредприятием КЭМЗ включили в Перечень стратегических предприятий РФ. К примеру, здесь велись разработки новых образцов космических аппаратов серии «Ширь». Сейчас Калужский электромеханический завод входит в состав государственной корпорации «Ростех».

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА и из архива музея истории КЭМЗ.