Concept maison

Жильё на расстоянии

Цены на нефть и пандемия не лучшим образом сказались на рынке недвижимости. Жилье стало труднодоступным, хотя спрос на него никуда не делся. Как в Калуге покупали-продавали квадратные метры на самоизоляции и что происходит сейчас?

Молодые калужане Александр и Татьяна Родины выбрали не лучшее время для смены места жительства. Но никто в феврале не думал, что через месяц — полтора страна уйдет в жестокую самоизоляцию и разного рода контакты и финансовые операции окажутся настолько затруднены.

У Родиных уже был опыт продажи и покупки квартиры, поэтому разница в том, как это было два года назад, и сейчас существенная.

Мы попали в тот момент, когда и продать, и купить было намного сложнее, — рассказывает Александр. — Реже были показы, потому что некоторые люди боялись ходить смотреть, также многие хотели, чтобы мы снизили цену. Агенты говорили нам, что по продажам большой спад, а покупкам, наоборот, подъем, люди пытаются вложить деньги в жилье. Наши покупатели оказались из другого города. Им за шестьдесят, они то ли боялись выехать, то ли их не пускали, и два раза показы срывались. Договор купли-продажи был обычный, но можно было и через интернет оформить. Но покупатели отказались, захотели, чтобы процесс его подписания был при личной встрече.

С оформлением сделки тоже было непросто: сначала МФЦ не работали, потом — запись по телефону, за месяц было все расписано, в офисе мерили температуру, пускали только по одному. В Сбербанке сделка проходила в закрытом кабинете, и выход на нее был дольше. Покупка квартиры тоже затянулась. Тем более что мы приобретали жилье по договору долевого участия. Две недели ждали, а после подали документы на собственность, и еще ожидание две недели. В итоге только сейчас пришло сообщение о том, что мы собственники, — прошло не 10 дней, как нас заверяли, а 15.

Все это стоило семье больших нервов, потерянного времени, а где-то и денег. Увы, подождать, пока все пройдет, в их случае было нельзя, потому что процесс продажи начался до карантинных мероприятий, а закончился в их разгар. Оставаться же с деньгами от продажи, но без жилья с двумя детьми долго было нельзя. Этот негативный опыт, возможно, может кому-то пригодиться и в будущем, если придет еще одна волна эпидемии.

Сегодня многие запреты и ограничения сняты, но никто не возьмется предсказать, так ли оно будет через два — три месяца.

О ситуации на рынке жилья за последние три месяца рассказала изданию руководитель калужского агентства по продаже недвижимости Олеся РОДИНА:

— На рынке недвижимости уже с конца февраля наметился спад как по продажам жилья, так и по его покупке. Исключение составляла аренда, но она шла всегда. Сейчас цены и на съемные квартиры упали. Если арендаторы не соглашаются ее сбавить, то часто лишаются клиента, он уходит на более дешевый сегмент.

Продажи жилья существенно упали в апреле. Экономическая ситуация в стране ухудшилась, и банки стали отказывать в ипотеке. Причем люди приходили с хорошей кредитной историей, надежные. Одобряли только военную ипотеку, понимая, что тут ничего не изменится.

В мае уже появились новые программы, к примеру, антикризисная ипотека со сниженной процентной ставкой, и ситуация стала несколько выправляться. Могу сказать, что и спрос, и предложение еще недавно лихорадило. То клиенты обрывали телефон, желая купить квартиру, то наступало недельное затишье.

С ценами, особенно в апреле, тоже был бардак. Они колебались от неоправданно высоких до заниженных. В качестве примера могу привести одну продажу. Стандартная хрущевка, которая в последние годы больше двух с половиной миллионов не стоила, ушла за три миллиона, и все потому, что нужно было срочно что-то найти или вложить деньги.

Сейчас ситуация постепенно стабилизируется, думаю, в ближайшее время рынок жилья вернется к прежним позициям, несмотря на угрозу второй волны эпидемии. Человек привыкает ко всему, подстроится и под существующие ограничения и неудобства.

По словам риелтора, из-за опасения продавцов заразиться новой инфекцией, многие квартиры снимались с показов. Зато появилась услуга — онлайн-показы. Агент по видеосвязи созванивается с клиентом и в «прямом эфире» ведет репортаж из квартиры, показывая по просьбе потенциального покупателя каждый угол жилплощади. Однако такого рода показы пока что остаются промежуточным этапом между начальным интересом и решающим «живым» осмотром объекта. В конечном итоге покупатель все равно делает вывод после личного посещения квартиры.

Так называемые дистанционные сделки и раньше применялись в практике риелтеров. В последние месяцы эта возможность использовалась чаще. Если по каким-то причинам покупатель не может присутствовать на подписании договора купли-продажи, находясь, к примеру, в другой области, проводится межрегиональная сделка.

Основной договор стороны подписывают в своих отделениях кредитных организаций с передачей денег через расчетный счет. У продавцов недвижимости в ходу есть выражение: квартира должна дождаться своего покупателя. Однако далеко не у всех сегодня хватит терпения и средств это сделать. Слишком нестабильна ситуация в экономике и обществе. Оттого и цены на покупку, продажу и аренду сегодня «плавают». Если раньше разброс составлял пять — десять процентов, сейчас — от двадцати до тридцати. К примеру, сдать однотипную однокомнатную квартиру в одном и том же районе кто-то хочет за 14 000 рублей, а кто-то — за 8 000. И если раньше можно было упереться и попытаться удержать планку, то сейчас на это решаются единицы.

Елена ГУСЕВА.

Фото из архива Олеси РОДИНОЙ, i-df.unimedias.fr.