История жизни создателя духовно-патриотического клуба «Истоки» Нины Огарковой.
…Калуга, солнечный день 22 июня 1941-го. По центру города, улице Кирова, весело, слегка вприпрыжку, спешит тоненькая красивая девочка, Нина Огаркова. Торопится, потому что ее ждут друзья из 5-й школы, чтобы всей компанией отметить первый день каникул на речке, а может, в бору. Это их традиция, и как же это здорово!
Нина перебегает дорогу у «Детского мира» и с удивлением останавливается. Толпа горожан слушает по репродуктору важное сообщение. Война… Германия напала на Советский Союз, нарушив мирный договор. На границе идут бои, льется кровь, в бомбардировках гибнут старики, дети…
Спустя много лет в Калуге начнет работу духовно-патриотический клуб «Истоки», инициатором создания которого станет Нина Павловна Писулина, та самая Ниночка Огаркова, спешившая к друзьям солнечным днем 22 июня. Путь ее пролег гораздо дальше, от Калуги до Кенигсберга, и был он не солнечным.
— Мир будто рухнул. С друзьями я встретилась. Конечно, ни о какой прогулке не могло быть и речи. Мы все как-то сразу повзрослели. Сидели сосредоточенные, притихшие. Поклялись в дружбе, пообещали не оставлять друг друга в беде и разошлись по домам, — горестно вспоминает Нина Павловна.
А тогда, вместе со сверстниками из спецэшелона, 16-летняя Нина отправилась на строительство противотанковых рубежей под Ржевом, на третью линию обороны Москвы. Более 2 500 парней и девчат трудились здесь с 3 июля по 5 сентября 41-го года. Работали в зной и дождь по 12 — 14 часов до изнеможения, только чтобы немец не прошел к столице.
Вернувшись в Калугу, Нина вместе с земляками пережила фашистскую оккупацию. В это страшное время она решилась помогать военнопленным и узникам из еврейского гетто, организованного немцами. Девушка подлезала под колючую проволоку и передавала невольникам хлеб, картошку, лекарства. Разумеется, рискуя жизнью. Немцы из города бежали. А в начале 42-го, после освобождения Калуги, юная Нина отправилась на фронт в составе армейского ансамбля песни и пляски. Вот где пригодились ее увлечения художественной самодеятельностью. Опыт выступлений в пионердоме, кинотеатрах «Ударник», «Пионер» и «Центральный» помогал и в непростых военных условиях. Ансамбль песни и пляски 10-й армии давал много концертов в любую погоду, нередко и на передовой.
— Мы сильно уставали, но бойцы так радовались нам, — рассказывает Нина Павловна. В 1944 году, когда ей исполнилось 18 лет, она отправилась на фронт. Была санинструктором 544-го минометного полка РГК 10-й армии 2-го Белорусского фронта.
Что она прошла, можно представить с трудом, ведь резерв Главнокомандующего участвовал в самых трудных боях, освобождая Гомель, Гродно, Ленино, Варшаву, крепости Осовец и Кенигсберг. Легких сражений не было.
Бои за свободу Минска оставили в памяти Нины Огарковой особый след.
— Это было в конце июня — начале июля 44-го года. Жара стояла страшная. Бои шли девять дней, без сна и отдыха. Представьте: шоссе сплошь забито разбитыми танками, орудиями, трупами немцев и лошадей. Воды нигде нет. Мы, медсестры, бегаем по высохшим болотцам, чтоб со дна их собрать какую-то влагу. Пропускаем ее через много слоев марли, сливаем во фляжки, чтоб хоть губы смочить своим раненым…
После освобождения Минска нашему полку дали четыре часа на отдых. Мы заехали в лес, упали на землю и тут же заснули. Вдруг ранним утром слышим выстрелы. Вскакиваем и видим: горят наши машины, кричат раненые. Это было ужасно. Из окружения вышли немецкие части СС и власовцы. Рукопашный бой шел полтора часа! За это время мы впервые потеряли 110 человек только убитыми. Это офицерский состав, сержантский и рядовой. А сколько было раненых… Тяжело все это вспоминать…
…Сама Нина в этом бою получила сильный ожог. Наплевав на жгучую боль в ноге, она кинулась оказывать первую помощь тяжелораненым. В конце концов, ранение — не первое и не последнее, всего их было четыре и контузия. И каждый раз Нина обходилась лечением в своей медсанчасти, оставаясь до победного конца служить в своем полку. Наступили мирные дни. Но жизнь снова слала испытания солнечной Ниночке. Рано ушли из жизни ее любимый муж Константин, а за ним — двое из троих ее сыновей, Владимир и Михаил.
Вот уже три года из-за неудачной операции глаза 95-летней победительницы не видят белого света. А она не жалуется. Зато поддерживает всех, кто к ней обращается, помогает чем может. И Нина Павловна не одинока. Живет с семьей третьего своего сына, Евгения. Выросли четверо внуков, растут двое правнуков.
Наверное, такой и бывает настоящая русская женщина: сильной и верной в своей любви к Родине и семье, мужественной и стойкой. А еще скромной, веселой, обаятельной, всегда готовой дарить людям добро и радость.
Мы, члены клуба «Истоки», по-прежнему встречаемся с ней, болезнь и возраст — не помеха. В мае, в день ее 95-летия, мы пришли к Нине Павловне, чтобы поздравить ее с двойным юбилеем: днем рождения и 75-летием Великой Победы.
Все участники «Истоков» гордятся ее жизнью. Она и все наши воины, защищавшие Родину, дали нам источник чувства, какого нет и не может быть ни у одного другого народа — Великую Победу! Ведь мы, россияне, несмотря на все старания недоброжелателей, — победители. И отнять это у нас не сможет никто.
Мария ИЗОТОВА.
Фото из архива героя публикации.