Глисты из космоса в СССР

Михаил Дьяченко поделился впечатлениями от нового российского триллера.

Прежде чем я расскажу, почему я считаю вышедший только что фильм «Спутник» очередной антисоветской агиткой, все-таки про фантастику. А для этого — про сюжет.

Внимание, дальнейший текст — сплошные спойлеры!

Впрочем, никаких угрызений совести по поводу спойлеров я не испытываю, поскольку главная моя задача в этом обзоре — убедить вас не смотреть этот фильм. Итак, продюсерская группа из Михаила Врубеля, Александра Андрющенко и ненасытного Федора Бондарчука при поддержке — конечно же! — Фонда кино сняла фильм, эксплуатирующий идеи фильмов «Чужой» и «Живое» (а заодно еще нескольких десятков аналогов).

Это экипаж советских космонавтов. Плохо видно? Привыкайте, так в «Спутнике» почти всегда.

Экипаж советских космонавтов, перед тем как начать процедуру спуска на Землю, слышит какие-то звуки на обшивке. Снаружи, прямо в глубоком космическом вакууме, по поверхности спускаемого аппарата топочет лапами какая-то внеземная тварь. Как мы выясним потом, эта тварь каким-то образом забирается в капсулу. Как ей это удалось? Она прогрызла обшивку? Космонавты как-то впустили ее внутрь? Она пересидела спуск через атмосферу снаружи, а потом накинулась на космонавтов, когда они покинули спускаемый аппарат? Нам этого не объяснят. Равно как не объяснят, а откуда вообще взялась эта тварь — она сама по себе путешествовала в космосе? Ее специально кто-то к нам забросил? Она выпала из гальюна пролетевшей неподалеку летающей тарелки рептилоидов? Создателям фильма это неважно.

Дальше мы видим, как спускаемый аппарат лежит в казахской степи, а к нему приближается пастух с фонарем: один космонавт убит, второй — при смерти.

Врачиха Таня отвечает на вопросы работников Института мозга АН СССР.

Еще раньше мы узнали про какую-то врачиху Таню, которую Бондарчук приглашает обследовать некоего пациента. Врачиха Таня как раз дает объяснения в Институте мозга АН СССР — Таня использовала какие-то сомнительные методы лечения пациентов. Нам, видимо, это должно показать, что она совсем-совсем не такая, как все. И видимо, именно поэтому ее — не академиков, не специалистов космической медицины (а у нас был отдельный институт по этой тематике, он же олимпийцев готовил), не специалистов-биологов, а именно ее — сомнительную врачиху под следствием! — КГБ приглашает решать проблемы космонавта, т.е. человека, который просто по факту полета в СССР считался героем — с присвоением соответствующего звания Героя Советского Союза!

Кагэбэшник, который, конечно, окажется мразью и подлецом. Такие роли особенно удаются Федору Бондарчуку.

Дальше у нас следует череда перипетий, в ходе которых мы узнаем, что внутри космонавта живет инопланетный глист с руками (а ближе к концу фильма — и с ногами), который каким-то чудесным образом пролезает через пищевод, не порвав его, и все вокруг считают, что сам космонавт не в курсе про глиста и пребывает в неведении. Но потом окажется, что все он на самом деле знает, просто с глистом ему лучше, а без глиста уже никак, потому что у них симбиотическая связь.

Ситуация осложняется тем, что кормить глиста, еженощно выползающего из космонавта, можно только людьми, причем люди должны бояться, потому что выделяющиеся при этом гормоны для глиста особенно аппетитны.

Это лаборатория какого-то советского космического центра, как его представляют создатели «Спутника».

В результате зверюгу придумали кормить приговоренными к смерти зеками, которые, кстати, пока не станут кормом, работают на уборке территории.

Еще раз, чтобы вы все осознали — приговоренные к смерти зеки работают на территории режимного космического исследовательского объекта в СССР 1983 года.

Для сравнения — реальный ЦУП, каким он был на самом деле.

Если вы сейчас не хихикаете ехидно, значит, вы ничего не понимаете в том, как был устроен СССР.

Дальше космонавт Костя и врачиха Таня готовят побег, в ходе которого космонавт подставляет несколько человек, становится причиной гибели нескольких солдат, а потом, уже почти убежав, стреляет себе в живот.

Там еще есть линия с сыном космонавта, которого тот не то бросил, не то не знал о его существовании, и нам постоянно показывают какого-то детдомовского ребенка, чтобы мы были уверены, что это именно тот сын, но на последних кадрах оказывается, что это воспоминания врачихи Тани. Но эта линия настолько тупая и примотанная к сюжету изолентой, что я ее даже обсуждать не буду.

Типичные советские люди. А что, не узнали?

Что мы имеем в итоге?

Вторичную ленту, только эксплуатирующую, но совершенно не раскрывающую идею опасности космоса и космического поиска. Все это рассказано нам с чудовищными нарушениями логики: все, что пытаются сделать герои, можно было вообще не делать или сделать проще. Так, совершенно непонятно, зачем власти этого экранного СССР сняли и показали поддельное возвращение космического экипажа? Как это все должно работать? Куда эти космонавты-двойники, показанные по телевизору, денутся в итоге? Будут теперь до конца своих дней поддерживать эту ложь? Или просто пропадут с радаров? То есть остальные космонавты были депутатами, писали статьи и книги, давали интервью, консультировали киношников и телевизионщиков, занимались научной работой, а эти — слетали и в воду канули? Не проще было бы использовать реальную историю для прикрытия: авария при посадке, все погибли — траурная музыка, захоронение в Кремлевской стене, как это и было в аналогичных случаях?

Инопланетный глист. Да, вот эта штука должна лазить через человеческий пищевод туда и обратно каждую ночь.

При этом фильм еще и плохо снят — в картинку приходится постоянно вглядываться, чтобы разобрать — что же происходит в этом серо-зеленом сумраке? А происходит в нем попытка обслужить правящий класс.

Перед тем как завершить свой обзор, объясню одну важную вещь: я не фанат СССР и не враг всего советского. Я родился в 1972 году и СССР видел достаточно. Это моя Родина. Моя Родина была великой страной, и у нее были великие победы и великие поражения. Ни адом, ни раем эта страна не была — она была сложным, небывалым явлением, в котором, как в любом человеческом обществе, смешивались героизм и глупость, подлость и талант, мечта и скука, и при желании в судьбе этой страны можно найти примеры чего угодно.

Но я всегда спрашиваю — почему у нынешних киноделов, что ни фильм на советскую тему, так обязательно там будет чудовищный кагэбэшник, космонавт-лишенец, весь героизм которого или дутый, или через «превозмогание», причем совершенно нереальное, а если там будут дети, то несчастные, а если чиновники — так дураки?

Почему я сам, вспоминая свои разговоры с космонавтами, помню их как очень подтянутых, бодрых интеллектуалов, словно сошедших со страниц книг Стругацких (а у меня была возможность очень обстоятельно поговорить, например, с Джанибековым)? Почему я помню офицеров КГБ как умных патриотов, людей начитанных и эрудированных? Почему сам я вспоминаю о своем детстве как о походах в планетарий и музей космонавтики? Да, проблем было много, куда уж без них, но я помню и о радостях. Почему о них не помнят люди, создававшие такие фильмы, как «Спутник»? Ведь Бондарчук — он старше и возможностей у него было побольше, чем у меня, сына инженера и библиотекарши, живущих в провинции? Почему я помню СССР нормальной страной, а он — нет? Почему они так чудовищно врут? Зачем?

«Так будет с каждым» — как бы говорят нам создатели фильма: бесславная смерть офицера КГБ.

Я нахожу только одно объяснение — для того чтобы показать, что нынешнее положение дел намного лучше, чем было. Что разрушение СССР — благо. А поскольку делать это становится все труднее, то киноложь приходится заваривать все гуще и гуще.

Другого объяснения у меня нет. И знаете что? Увы, но появление таких вот агиток — лучшее доказательство неуспешности нынешнего строя. Это печально. Но это тема совсем, совсем другого разговора, в котором постапокалипсис есть, а вот фантастики, увы, нет.

Михаил ДЬЯЧЕНКО.