Михаил Дьяченко поделился впечатлениями от нового российского триллера.
Прежде чем я расскажу, почему я считаю вышедший только что фильм «Спутник» очередной антисоветской агиткой, все-таки про фантастику. А для этого — про сюжет.
Внимание, дальнейший текст — сплошные спойлеры!
Впрочем, никаких угрызений совести по поводу спойлеров я не испытываю, поскольку главная моя задача в этом обзоре — убедить вас не смотреть этот фильм. Итак, продюсерская группа из Михаила Врубеля, Александра Андрющенко и ненасытного Федора Бондарчука при поддержке — конечно же! — Фонда кино сняла фильм, эксплуатирующий идеи фильмов «Чужой» и «Живое» (а заодно еще нескольких десятков аналогов).
Экипаж советских космонавтов, перед тем как начать процедуру спуска на Землю, слышит какие-то звуки на обшивке. Снаружи, прямо в глубоком космическом вакууме, по поверхности спускаемого аппарата топочет лапами какая-то внеземная тварь. Как мы выясним потом, эта тварь каким-то образом забирается в капсулу. Как ей это удалось? Она прогрызла обшивку? Космонавты как-то впустили ее внутрь? Она пересидела спуск через атмосферу снаружи, а потом накинулась на космонавтов, когда они покинули спускаемый аппарат? Нам этого не объяснят. Равно как не объяснят, а откуда вообще взялась эта тварь — она сама по себе путешествовала в космосе? Ее специально кто-то к нам забросил? Она выпала из гальюна пролетевшей неподалеку летающей тарелки рептилоидов? Создателям фильма это неважно.
Дальше мы видим, как спускаемый аппарат лежит в казахской степи, а к нему приближается пастух с фонарем: один космонавт убит, второй — при смерти.
Еще раньше мы узнали про какую-то врачиху Таню, которую Бондарчук приглашает обследовать некоего пациента. Врачиха Таня как раз дает объяснения в Институте мозга АН СССР — Таня использовала какие-то сомнительные методы лечения пациентов. Нам, видимо, это должно показать, что она совсем-совсем не такая, как все. И видимо, именно поэтому ее — не академиков, не специалистов космической медицины (а у нас был отдельный институт по этой тематике, он же олимпийцев готовил), не специалистов-биологов, а именно ее — сомнительную врачиху под следствием! — КГБ приглашает решать проблемы космонавта, т.е. человека, который просто по факту полета в СССР считался героем — с присвоением соответствующего звания Героя Советского Союза!
Дальше у нас следует череда перипетий, в ходе которых мы узнаем, что внутри космонавта живет инопланетный глист с руками (а ближе к концу фильма — и с ногами), который каким-то чудесным образом пролезает через пищевод, не порвав его, и все вокруг считают, что сам космонавт не в курсе про глиста и пребывает в неведении. Но потом окажется, что все он на самом деле знает, просто с глистом ему лучше, а без глиста уже никак, потому что у них симбиотическая связь.
Ситуация осложняется тем, что кормить глиста, еженощно выползающего из космонавта, можно только людьми, причем люди должны бояться, потому что выделяющиеся при этом гормоны для глиста особенно аппетитны.
В результате зверюгу придумали кормить приговоренными к смерти зеками, которые, кстати, пока не станут кормом, работают на уборке территории.
Еще раз, чтобы вы все осознали — приговоренные к смерти зеки работают на территории режимного космического исследовательского объекта в СССР 1983 года.
Если вы сейчас не хихикаете ехидно, значит, вы ничего не понимаете в том, как был устроен СССР.
Дальше космонавт Костя и врачиха Таня готовят побег, в ходе которого космонавт подставляет несколько человек, становится причиной гибели нескольких солдат, а потом, уже почти убежав, стреляет себе в живот.
Там еще есть линия с сыном космонавта, которого тот не то бросил, не то не знал о его существовании, и нам постоянно показывают какого-то детдомовского ребенка, чтобы мы были уверены, что это именно тот сын, но на последних кадрах оказывается, что это воспоминания врачихи Тани. Но эта линия настолько тупая и примотанная к сюжету изолентой, что я ее даже обсуждать не буду.
Что мы имеем в итоге?
Вторичную ленту, только эксплуатирующую, но совершенно не раскрывающую идею опасности космоса и космического поиска. Все это рассказано нам с чудовищными нарушениями логики: все, что пытаются сделать герои, можно было вообще не делать или сделать проще. Так, совершенно непонятно, зачем власти этого экранного СССР сняли и показали поддельное возвращение космического экипажа? Как это все должно работать? Куда эти космонавты-двойники, показанные по телевизору, денутся в итоге? Будут теперь до конца своих дней поддерживать эту ложь? Или просто пропадут с радаров? То есть остальные космонавты были депутатами, писали статьи и книги, давали интервью, консультировали киношников и телевизионщиков, занимались научной работой, а эти — слетали и в воду канули? Не проще было бы использовать реальную историю для прикрытия: авария при посадке, все погибли — траурная музыка, захоронение в Кремлевской стене, как это и было в аналогичных случаях?
При этом фильм еще и плохо снят — в картинку приходится постоянно вглядываться, чтобы разобрать — что же происходит в этом серо-зеленом сумраке? А происходит в нем попытка обслужить правящий класс.
Перед тем как завершить свой обзор, объясню одну важную вещь: я не фанат СССР и не враг всего советского. Я родился в 1972 году и СССР видел достаточно. Это моя Родина. Моя Родина была великой страной, и у нее были великие победы и великие поражения. Ни адом, ни раем эта страна не была — она была сложным, небывалым явлением, в котором, как в любом человеческом обществе, смешивались героизм и глупость, подлость и талант, мечта и скука, и при желании в судьбе этой страны можно найти примеры чего угодно.
Но я всегда спрашиваю — почему у нынешних киноделов, что ни фильм на советскую тему, так обязательно там будет чудовищный кагэбэшник, космонавт-лишенец, весь героизм которого или дутый, или через «превозмогание», причем совершенно нереальное, а если там будут дети, то несчастные, а если чиновники — так дураки?
Почему я сам, вспоминая свои разговоры с космонавтами, помню их как очень подтянутых, бодрых интеллектуалов, словно сошедших со страниц книг Стругацких (а у меня была возможность очень обстоятельно поговорить, например, с Джанибековым)? Почему я помню офицеров КГБ как умных патриотов, людей начитанных и эрудированных? Почему сам я вспоминаю о своем детстве как о походах в планетарий и музей космонавтики? Да, проблем было много, куда уж без них, но я помню и о радостях. Почему о них не помнят люди, создававшие такие фильмы, как «Спутник»? Ведь Бондарчук — он старше и возможностей у него было побольше, чем у меня, сына инженера и библиотекарши, живущих в провинции? Почему я помню СССР нормальной страной, а он — нет? Почему они так чудовищно врут? Зачем?
Я нахожу только одно объяснение — для того чтобы показать, что нынешнее положение дел намного лучше, чем было. Что разрушение СССР — благо. А поскольку делать это становится все труднее, то киноложь приходится заваривать все гуще и гуще.
Другого объяснения у меня нет. И знаете что? Увы, но появление таких вот агиток — лучшее доказательство неуспешности нынешнего строя. Это печально. Но это тема совсем, совсем другого разговора, в котором постапокалипсис есть, а вот фантастики, увы, нет.
Михаил ДЬЯЧЕНКО.
Подозреваю, что гбешника сожрал именно инопланетный глист… а кто ж еще…