Елена Соловей: «Раба любви» на перепутье

Евгения Миленушкина о судьбе актрисы в России и эмиграции.

Можно сколько угодно презирать, обсуждать и осуждать избалованных славой кинозвезд за их измену Родине, но случай с народной артисткой России Еленой Соловей особенный. Она просто любила до гроба своего мужа и, не представляя с ним разлуки, покатила вослед за ним в далекую Америку.

В таких случаях родители детям не указ, хотя отец Елены был боевым офицером, прошедшим войну до самого Берлина, а мать – фронтовая медсестра, вся послевоенная жизнь которой всецело была отдана семье, так что мнение родителей было в доме священно. Детство девочки прошло в Красноярске. Послевоенные школы в те годы только приходили в себя после военной разрухи. Никаких кружков, студий и профильных классов – главным организатором детворы были учителя.

На всю жизнь Лене запомнилась ее первая учительница, которая организовала у себя на дому театр. И поэтому, когда узнала, что в городе появилась детская студия, сразу решила: «Хочу туда!». Прошла прослушивание и навечно привязала себя к сцене. Семья переезжает в Москву. Впереди ей предстояло штурмовать ВГИК. Елене несказанно повезло – она попала на курс знаменитого Бориса Бабочкина, сыгравшего легендарного Чапаева. Он сразу разглядел в стеснительной молчунье особую непохожесть на других студентов.

Судьба к Елене Соловей была благосклонна. Ее кинокарьера буквально взорвалась вулканом. «Король-олень» был первым удачным дебютом. А дальше всеми нами любимые ленты: «Вам и не снилось», «Ищите женщину», «Блондинка за углом», «Жизнь Клима Самгина». Но более всех именитых кинорежиссеров ею был очарован Никита Михалков, откровенно признающий ее своей музой.

Конечно, сейчас речь пойдет о фильме «Раба любви», который поначалу начал снимать гениальный режиссер Рустам Хамдамов. Кстати, именно он придумал Соловей ни на кого не похожий образ несколько отрешенной от всего женщины. В последующих картинах он шлейфом за ней и тянулся. Но потом у Хамдамова что-то не заладилось, и работу продолжил Михалков. Партнером по фильму у Елены был к тому времени звездный актер Родион Нахапетов. О романах потом, а пока стоит сказать, что именно у Михалкова в последующих картинах — «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни Обломова» — Соловей стала известна далеко за пределами России.

Как же так, спросите вы, пребывая в тесных объятиях со славой, неожиданно актриса бежит от нее прочь, далеко за океан?! Всему виной любовь. Это она, хитрая колдунья, вытворяет порой с человеком немыслимое. В 1971 году на съемках картины «Драма из старинной жизни» Елена знакомится с талантливым художником-постановщиком Юрием Пугачом. Вспыхивает любовь. Но между ними – километры: он в Питере, она в Москве. Это мелочи – брак состоялся. Теперь Соловей – украшение «Ленфильма».

В отличие от многих кинозвезд, чьи романы затухали в короткий срок, эту пару венчали силы свыше. Точно там было заранее предрешено – эти две половинки неотделимы друг от друга, несмотря на то что характеры были совершенно разные. Если Лена с самого детства хлебнула сурового послевоенного недостатка, то семья ее мужа была зажиточной, а сам именитый кинохудожник обладал квартирой в Питере и роскошной «Волгой». По своей природе — идеалист, фальшь и вранье для него были нестерпимы. Он считал ненормальным даже стояние в очереди за апельсинами. Чего нельзя сказать о Лене – толкучки ее забавляли. «Почему СССР, такая богатая страна, — взрывался Юрий, — так унижает своих граждан?! Одним словом, обостренное чувство собственного достоинства породило в его голове желание уехать туда, где расцвет демократии, где их дочь Ирина сможет получить достойное образование. Она, кстати, и стала в дальнейшем доктором наук, профессором.

В 1991 году семья покинула Россию. Позже Соловей в одном из интервью признается, что никогда не покинула бы Родину, но у Юрия были серьезные проблемы с почками, а в условиях начала девяностых рассчитывать на успех в стенах наших клиник было бессмысленно. И все же это была второстепенная причина. «Раба любви» пожертвовала успешной карьерой на Родине ради семьи, сказав себе: «Все! Моя жизнь там кончилась!». На этот счет в том же духе отозвался и один из ее друзей, написав в сетях: «Лена уехала, значит, умерла». Она даже не обиделась, а решила для себя так: «Теперь я имею право заново родиться и быть какой угодно!».

Кто-то из ее бывших коллег, возможно, где-то ей и завидовал. Живет с любимым человеком в уютном домике в минутах езды от Нью-Йорка, в маленьком городке Фэйрвью, где вокруг – красивый лес и множество оленей. Теперь она примерная хозяйка и замечательная стряпуха. Дочь уехала в Германию, у нее уже своя семья, подарила родителям внуков и правнуков. Но вот досада — Елена Соловей исчезла с экрана.

Знаменитость стала просто эмигранткой, хотя делала какие-то попытки вернуться в искусство, выступала в полупрофессиональном русском музыкальном театре «Блуждающие звезды», организатором которого был тоже любимый Россией Александр Журбин, еще работала на русском радио в Нью-Джерси, создала детскую студию, снималась в маленьких роликах. Выучить язык в совершенстве не смогла. В Америке считают, что русские никогда не смогут говорить как истинные американцы. Словом, чужой Елена так в Америке и осталась.

Год назад ей пришлось проститься с мужем, несмотря на ее отчаянные попытки найти ему донора. Она даже была готова отдать ему свой орган, но он это категорически отверг. Справиться с горем ей было немыслимо трудно, ведь между ними в их отношениях не было позы – были только яркие чувства изнутри, точно они встретились буквально пару дней назад. Следом обрушилось и второе горе. К ней в гости засобиралась мама, начав старательно изучать английский. Внезапная болезнь, смерть в страшных муках и в условиях жуткой антисанитарии и бездушия лечебного персонала больницы.

Спустя тридцать лет Елена Соловей вернулась в Россию. На свой день рождения, но это вовсе не значит, что навсегда. Ей устроил шикарный прием Андрей Малахов, собрав по этому случаю многочисленных партнеров по съемкам. Прилетел из-за океана даже ее бывший горячий поклонник и партнер по фильму Родион Нахапетов. Спев для нее страстный романс, принародно признался, что был в нее без памяти влюблен, но преградой стала без пяти минут жена Вера Глаголева. И это не главное – Елена была верна своему мужу.

И все же ответа на вопрос, вернется ли на Родину «раба любви», пока нет. А ее ждут, пусть и в новом качестве.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото woman.ru, retrospectra.ru, ekogradmoscow.ru.