Калуга. Преображение

3 апреля 2020 г. 12:11

Исторический киоск на площади Ленина.

Эти маленькие «домики» когда-то в Калуге можно было встретить на каждом шагу: в одних торговали печатью, в других — сигаретами, в третьих — книгами или овощами. Те, что реализовывали продукты и прочее, назывались ларьками, те, что «несли вечное», — киосками.

На старом фото, сохранившемся в недрах Калужского объединенного музея-заповедника, стоит дата: 1935 год. Подпись на снимке гласит: «Новый киоск». Где же старый? Дело в том, что киоск на углу Гостиного двора уже был, а в тридцатые его лишь обновили в угоду новой моде.

Немудрено, что именно на Старом Торге печатный киоск просуществовал едва ли не дольше всех своих собратьев, канувших в Лету в 2010-х годах 21-го века. Площадь была административно-торговым центром, а чиновникам и торговцам всех эпох необходимо было знать, что происходит. Отсюда – и СМИ под рукой. Да и традиции торговли печатным словом здесь существовали с гоголевских времен: автор «Мертвых душ» покупал новые журналы в лавке купца Антипова, да и знаменитый книжный магазин купца Мясникова располагался неподалеку – в усадьбе Билибиных (Чистоклетовых).

Все мы знаем, что в Калуге пусть и не в большом количестве, но киоски с прессой сохранились до сих пор. Однако на площади ему на смену пришел… банкомат. Так что теперь о предшественниках «героя» фото напоминают только такие же архивные снимки.

А ведь если заглянуть в историю, то первые в Европе киоски появились в 1857 году в Париже, который активно перепланировался в эпоху османизации, приобретая строгие формы. Начал новую моду столичный префект барон Осман. Он увидел небольшие беседки на улицах Константинополя, киоски (от персидского kūšk – «дворец»), в которых по традиции отдыхала аристократия в особенно жаркие часы. Французские «будки» начали торговать газетами, а уже через несколько лет превратились в символ Парижа. Насмотревшись на французскую столицу, просвещенный мир решил, что без киосков невозможен облик современного города, и они стали появляться по всему миру.

Докатились они и до России, где ранее газеты продавали через лавки с магазинчиками и уличных мальчишек-распространителей, а то и вовсе с земли. А вот для горячей снеди и домашней мелочевки использовались лоточники с коробейниками, носившие свой товар с собой, перекинув корзины на ремнях через плечо. Однако в Москве после 1900 года появились первые киоски и ларьки. Россиянам удалось увидеть чудеса прогремевшей на весь мир Парижской выставки, и они подхватили французский архитектурный «вирус».

Люди старшего поколения помнят, что во времена СССР в небольших ларьках размещались самые разные торговые точки – от обувных мастерских до ремонта часов. Профессионалы называют такие строения архитектурой малых форм. Чем только не торговали в небольших домиках, к которым еще в тридцатые годы присоединились уличные автоматы.

Как радовали калужан автоматы «Газированная вода»! У многих вкус копеечной газировки так и остался одним из самых сладких воспоминаний детства. Подставляешь граненый стакан, бросаешь монетку — и из сифона льется шипучая сладкая жидкость.

В 90-е Калуга и вовсе превратилась в рай для павильонов, правда, потом их пришлось массово демонтировать, чтобы вернуть городским улицам благообразный вид. Вот такая получилась гримаса у истории: то, что поначалу считалось приметой современной цивилизации, стало выглядеть анахронизмом.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, из архива Калужского объединенного музея-заповедника и портала goskatalog.ru.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *