История троллейбусного маршрута № 1.

Тридцатого марта 1956 года в слегка оправившейся от послевоенной разрухи Калуге было открыто троллейбусное движение. Началось оно, как понятно из названия, с первого маршрута, который существует в областном центре до сих пор. Правда, сам путь «рогатых» пролегал по иным улицам. Да и облик машин, как видно на снимке, существенно изменился.

Между прочим, городской транспорт появился в Калуге еще до революции, в 1909 году. Первый пассажирский автобус следовал от Московских ворот до Загородного сада, то есть практически повторял маршрут первого троллейбуса, если знать, что Московские ворота находились у нынешних Калужской филармонии и Дворца спорта, а Загородным садом именовался парк Циолковского. Через двадцать лет, в 1929 году, по свидетельству краеведа Генриетты Морозовой, был проложен постоянный маршрут автобуса сначала до площади Ленина, а потом – до парка Циолковского.

Вернемся в 1956-й год, когда было сделано старое фото на фоне «Ракушки»: пузатая «единица» шла по курсу от площади Старый Торг (в те времена – имени Ленина) до вокзала Калуга-1. Ради прокладки троллейбусной линии по улице Ленина был частично разобран Брянский мост, руины которого сохранились до сих пор. Протяженность маршрута, по данным УКТ, составляла всего 11 километров против почти 60 нынешних.

Открытие, как писало «Знамя», состоялось при огромном стечении народа. Красную ленту на запуск первого калужского троллейбуса перерезал тогдашний глава горисполкома Николай Холодков. Сохранилось в истории и имя первого водителя калужского троллейбуса – Валентин Козлов, кондуктором же была Галина Котова. За один день марта 1956 года в семи машинах было перевезено 8 546 человек.

Новый городской транспорт пришелся калужанам ко двору. Правда, помнится, его частенько использовали зайцы, не желавшие «пробивать» талончик, купленный за пять копеек. Старожилы еще помнят железные компостеры, которые заменили на долгое время кондукторов. Чтобы оплатить проезд, надо было купить в киоске билет, а потом прокомпостировать его, чтобы, если появятся контролеры, предъявить как документ на проезд. Это сейчас оплатить его пассажиры могут бесконтактным способом, затратив на это несколько секунд.

С момента запуска в ближайшие десять лет троллейбусное дело в Калуге развивалось. В том же году, что и «единицу», в мае запустили движение по маршруту № 2, который ходил от комбината СДВ до площади Ленина, еще через несколько месяцев — к февралю 1957-го — его продлили до поселка Середа. А в 1958-м на линию встала первая «тройка», ходившая от сквера Мира до улицы Никитина.

К слову, на втором старом фото — монтаж троллейбусной линии на перекрестке улиц Московской и Карла Либкнехта, который случился в 1967 году. Заодно можно увидеть уйму деревьев, которые разделяли проезжую часть и тротуар, спасая жителей близлежащих домов от городской копоти. Еще на одном – поворачивающая на площади Ленина (Старый Торг) «двойка».

До 1972 года в Калуге было уже восемь маршрутов, охватывавших практически всю ее территорию. Сейчас их 18. Последний, работающий от площади Победы до остановки «Дубрава», был открыт 18 мая 2011 года.

Между прочим, в Управлении калужского троллейбуса есть и маршрут № 0. Только вот о нем калужане не догадываются. Он может проходить от любой точки города, а заканчивается всегда в депо. Мало того, его официально никогда не существовало.

Наталья КОНСТАНТИНОВА. Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и savepic.sudyo960.ru.