Тихий закон, о котором никто не слышал

Роман Бурмакин разбирается в нюансах «Закона о тишине».

Совсем недавно мы писали о проблеме тишины в жилых домах в материале «Тишина вне закона». А именно, о ситуации, когда ваши соседи — центры развлечений со всеми вытекающими последствиями в виде  громкой музыки каждый день.

В конце материала журналист сделала вывод, что закон — на стороне детских клубов в жилых домах. Однако это не совсем так. Да, в выведенном из жилфонда помещении можно устроить кружок по интересам, шахматную секцию, гончарную мастерскую и еще много чего.

Главное, чтобы тихо. Ведь согласно закону Калужской области от 24 апреля 2014 г. N 564-ОЗ «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Калужской области» (ред. от 24.06.2016) включать музыку в жилом доме и мешать соседям нельзя ни днем, ни ночью.

Еще не так давно с этим законом были проблемы. Ну как проблемы — закон не работал. Для полиции он несколько лет просто не существовал, потому что чиновники Калужской области не заключили договор с МВД. Здорово, правда? Дело в том, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4  Закона о полиции), и зарплату служители закона получают из федерального бюджета (ст. 47). Поэтому полицейских можно обязать составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, но не региональными, к которым как раз относится наш закон о тишине.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ были приняты поправки в КоАП РФ, которые позволили полицейским составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, но только при наличии подписанного МВД России и органом исполнительной власти субъекта РФ специального соглашения о передаче осуществления части полномочий (абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ).

Обычно регионы не спешат заключать такие соглашения, ведь договориться мало — за это надо платить из местного бюджета. Но судя по тому, что закон опубликован на сайте 40.мвд.рф, нам повезло — договор есть. Дело за малым — вызвать полицию, если соседи будут нарушать тишину громкой музыкой.

Именно это и сделали жильцы дома 73 по улице Гурьянова в Калуге, на первом этаже которого находится студия детского творчества. Двадцать девятого февраля и 1 марта они вызывали полицию. Первого марта стражи порядка даже застали музыку — в этот день было открытие. Заявление приняли, а спустя три недели пришел ответ с отказом в возбуждении дела об административном правонарушении. Мотивация такая: «В результате поквартирного обхода было установлено, что другим соседям музыка не мешает, так как днем они находятся на работе и ничего не слышат».

Тут начинается интересное. Пообщавшись с соседями, которым мешает музыка данной студии, выяснилось, что никто из полиции не приходил, не звонил и ничего не спрашивал. Странно, ведь в документе написано обратное. Не могли ведь сотрудники правоохранительных органов, не выходя из кабинета, написать эту бумагу?

Конечно нет, они ведь деньги за эту работу получают из областного бюджета. Перепутали что-то, наверное. Еще занятный момент в том, что 29 февраля и 1 марта — выходные дни. Большинство жильцов дома. Как они могут находиться днем на работе и ничего не слышать? А в будние дни занятия — с семи часов вечера. Опять что-то не сходится. Точно перепутали.

И, наконец, последний вопрос. В законе про кворум ничего не написано. Получается, что если соседу из последнего подъезда, который находится в девяти этажах и в пяти несущих стенах от источника шума, ничего не мешает, то все в порядке?

Почему тогда ГИБДД не действует по такому же принципу? «Сержант, ну да, я проехал на красный, но я же всех объехал и никого не зацепил». А сержант подумает и ответит: «Ну да, нет основания для штрафа — все же целы остались».

Нужно отдать должное полицейским, которые приходили принимать заявление. По свидетельствам жильцов дома, после 1 марта посетители студии танцуют или без музыки, или в наушниках. Топот и подпрыгивания слышно, но это не мешает, в отличие от ритмичных басов, которые били по голове. Но что если, получив такую же отписку от полиции, в студии решат, что им теперь все можно?

Роман БУРМАКИН.

Фото yandex.ru.