Усмирять с огоньком

Службы транспортной безопасности теперь вправе использовать электрошокеры.

Пассажиров или провожающих, вдруг решивших устроить дебош на калужских вокзалах или в аэропорту, могут усмирять электрошокерами и искровыми разрядниками. Применять эти спецсредства теперь вправе не только полицейские, но и сотрудники служб транспортной безопасности.

Изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности» были приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации в ноябре прошлого года. В начале декабря поправки подписал президент, и спустя три месяца, со второго марта 2020 года, они вступили в силу.

Это значит, что с этого дня сотрудники подразделений транспортной безопасности — полицейские, ведомственная охрана и частные фирмы, аккредитованные для охраны объектов транспорта, — могут использовать шокеры при нападении на объекты инфраструктуры, граждан или при задержании преступников. Электрошокеры сотрудникам службы транспортной безопасности (СТБ) также можно будет применять в качестве оружия самообороны, если на них нападают при исполнении. Однако новый закон оговаривает, что о намерении использовать устройство сотрудники СТБ обязаны предупредить. И только в исключительных случаях — если возникает реальная опасность для пассажиров — действовать без предупреждения.

После применения шокера пострадавшему надо будет оказать первую помощь. Запрещено использовать электрошокеры и искровые разрядники против беременных, инвалидов и малолетних, если они не оказывают вооруженного сопротивления.

О необходимости принятия поправок в закон на уровне страны судить сложно, но непосредственно в Калужской области применение шокеров ради соблюдения порядка и безопасности на вокзалах, в аэропорту, поездах и электричках, скорее всего, так и останется «бумажной» возможностью. Такого мнения придерживается врио начальника полиции Калужского линейного отдела МВД на транспорте Алексей Березовский. По крайней мере, если судить о количестве применения устройств его коллегами.

По словам Алексея Березовского, сотрудники транспортной полиции не имеют права выходить на охрану общественного порядка во время массовых мероприятий с огнестрельным оружием.

«Все-таки они работают в местах большого скопления людей. Но в нашем снаряжении — такие спецсредства, как резиновые палки, наручники и те самые электрошокеры, которые полиции на транспорте разрешено применять уже лет десять, наверное. Но за все это время я не припомню ни одного случая в Калужской области, когда устройство было задействовано для задержания преступника или усмирения оказывающего сопротивление нарушителя. И я, и мои коллеги прекрасно понимаем: применять шокер надо с большой осторожностью: у человека может быть, к примеру, больное сердце, и электрический разряд его просто убьет».

Однако сотрудники Калужского линейного отдела полиции на транспорте не убирают устройства в дальний ящик и периодически, как говорится, расчехляют. Один из примеров, когда можно было бы продемонстрировать боевую готовность электрошокеров и искровых разрядников на калужанах, — сопровождение фанатов на футбольные матчи в Москву.

По словам Алексея Березовского, в нашем регионе есть три города, откуда рьяные болельщики практически всегда стараются выбраться на игру. Это Малоярославец, Обнинск и Балабаново. Особенно активны и, увы, не всегда законопослушны фанаты ЦСКА и «Спартака». Сотрудниками транспортной полиции всегда сопровождаются болельщики, которые на железнодорожном транспорте едут в города, где проводятся футбольные матчи. Такие наряды полиции усиливаются не только в численном составе, но и в арсенальном смысле: вдобавок к резиновым палкам и наручникам стражи правопорядка вооружаются шокерами.

Но, повторяет врио начальника полиции Калужского линейного отдела МВД на транспорте, хоть и держат устройства под рукой, еще ни разу не применяли.

Пристальное внимание Калужская транспортная полиция уделяет поездам Московского и Брянского направлений. На них многие жители области ездят на работу и нередко к выходным возвращаются в нетрезвом виде. Бывают и пьяные дебоши, и скандалы, и попытки повредить так называемый объект транспортной инфраструктуры.

 — Но практика показывает, что для наведения общественного порядка достаточно наручников, высадки разбуянившегося пассажира из поезда, а для особенно несговорчивых — «заселения» на 48 часов в специальное помещение для содержания задержанных лиц, — отмечает Алексей Березовский. — Электрошокеры — это настолько крайний случай, что до него, слава Богу, дело так и не доходит. Насколько актуальными станут такие устройства для службы транспортной безопасности, покажет время.

Однако вряд ли сотрудники СТБ в нашем регионе встречаются с хулиганами и нарушителями чаще полицейских. В их полномочиях — попросить пассажира предъявить те или иные предметы, досмотреть, проверить и сигнализировать об определенной опасности, если она есть. Никаких прямых действий, в том числе личный досмотр и составление административных протоколов, со стороны сотрудников СТБ не предусматривается. Это прерогатива только полицейских, которым и сообщается о возникшем конфликте.

При этом в Калужском ЛО МВД на транспорте говорят, что обстановка у нас в области относительно спокойная, серьезных проблем не возникает. Так что электрошокеры в руках сотрудников служб транспортной безопасности будут выступать в большей степени как предмет устрашения потенциальных бузотеров. Однако калужанам надо знать, что нарушающих порядок на транспорте, вокзалах и в аэропортах по всей стране могут усмирить «огоньком».

Наталья ТИМАШОВА.

Фото imapress.media, kubnews.ru.