Бывшее управление Сызрано-Вяземской железной дороги.

На склоне Березуйского оврага, на том самом месте, где когда-то возвышались стены Калужского кремля, по адресу: ул. К. Маркса, 4, расположено уникальное здание — бывшее управление Сызрано-Вяземской железной дороги.

Впервые это место «освоил» губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин, который вступил на эту должность 1 января 1785 года. Первыми его проектами в Калуге как раз и стали «Соляные магазейны». Как писала краевед Маргарита Фехнер, «предельно простая отделка фасадов одноэтажного строения «магазейнов», тактично поставленного Ясныгиным за западным корпусом Присутственных мест, отвечала чисто утилитарному назначению здания».

По словам заставших соляные склады современников, в центре здание венчали четырехколонный портик и несколько удачно расположенных проемов, а само оно завершено в 1787 году и прекрасно вписалось в роль «флигеля» палатного корпуса. Увы, но до наших дней первый ясныгинский проект не дожил. Отчасти можно представить «соляные магазейны», взглянув на второй проект архитектора — «почтовый дом», или здание почтамта на Старом Торге, 2, которое отлично сохранилось до сих пор.

А соляные склады были снесены еще в конце XIX века. На их месте появилось трехэтажное здание управления Сызрано-Вяземской железной дороги. Произошло это в 1893 году, спустя почти двадцать лет, как в Калуге появилась железнодорожная станция. К слову, линия железной дороги Вязьма — Павелец Ряжско-Вяземской железной дороги и станция Калуга с первым городским вокзалом открылись 28 декабря 1874 года, от самой станции к Оке пролегла ветка ж/д, к восторгу горожан, для которых это стало одним из самых ярких событий года.

В здании, которое мы видим на фото, и разместилось рожденное тогда же, 28 декабря, Калужское отделение железной дороги. Именно здесь до пятидесятых годов двадцатого века решалась судьба железнодорожного узла. По данным СМИ, в 1913 году общая протяженность Сызрано-Вяземской железной дороги составляла 1 393,9 км. Более сотни из них приходилось на двухпутные участки. В распоряжении СВЖД были 504 паровоза, 669 пассажирских и 11 086 товарных вагонов.

С железной дорогой было связано и строительство в Калуге железнодорожных мастерских. В них обслуживали и ремонтировали подвижной состав. А осенью 1878 года на свет появилось железнодорожное начальное училище, которое существует под немного другим названием до сих пор. В нем обучилась дети рабочих и мастеровых железнодорожников СВЖД.

После расформирования дороги в здание переехал Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств — КНИИТМУ. Произошло это в 1959 году. С тех пор хозяин здания не менялся. А вот оно само претерпело некоторые перемены.

К слову, четвертый этаж появился уже в советское время. К чести строителей, он не испортил, а вполне гармонично вписался в изначальную задумку архитектора. А еще калужане любят рассказывать, что в бывшем здании СВЖД удивительные подвалы — мол, там можно заблудиться, как в Керченских катакомбах…

Впрочем, это уже совсем другая история…

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ. Архивное фото — из фондов Госкаталога РФ.