Иван Янковский: «Хочу стать лучше деда!»

Персональный взгляд Евгении Миленушкиной на внука знаменитого актера.

Это благо или проклятие — родиться в семье, где вся родня — сплошь талантливые актеры? С одной стороны, молодым предоставляется шанс двигаться по карьерной лестнице сразу через пять — десять ступенек, получать лучшие роли и горячую опеку со стороны режиссеров. Но у внука знаменитого Олега Янковского Ивана все было с точностью до наоборот. В окружении великих жить было невыносимо тяжело.


Мальчик Ванечка прогуливал школу, обманывал, шатался по улицам, щелкая семечки. К тому же не признавал никаких авторитетов, несмотря на то что деда обожала вся страна, отца Филиппа Олеговича уважали как режиссера, а красотой и талантом матери, заслуженной артистки России Оксаны Фандера, восхищались зрители.

Так и жил мальчик, чувствуя, что все ждут только одного — образумить бунтаря. Вариант «узды» был найден — предложили целый набор различных спортивных секций, в которые он из вежливости пару раз заглянул и быстро сбежал на свободу, продолжая жить наперекор всем системам и правилам. Были и другие варианты наказаний — как- то родители его даже упрятали «под замок» на целые полгода с выходом только в школу.

И все же именно знаменитый дед заманил десятилетнего внука в свою картину «Приходи на меня посмотреть», где Ваня сыграл хулиганистого ангела, бросающего под ноги прохожим для смеха банановые корки. Это был первый опыт на съемочной площадке.
Дальше родители его буквально пинками затолкали в Московскую международную киношколу, которая дала ему возможность вместе со сверстниками побывать в Африке, Турции, Армении и снять документальный фильм. И это стало толчком в сторону предназначенного ему направления по жизни.

Дед любил его безмерно. Но и строго муштровал, за что сейчас Иван ему благодарен. В память на всю жизнь врезались его слова:

«Играй честно и правдиво, а если не можешь, то лучше вообще не играй», —

и буквально по секундам разбирал каждую его роль, чтобы стала понятна задача.

Сегодня принято нормой холодное (порой насмешливое) отношение молодых к своим старшим родичам. Но похоже, что амбициозного внука совсем не тяготили наставления знаменитого деда. Зато злило, когда его сравнивали с Олегом Янковским. В одном из интервью Иван рассказал о своем последнем с ним свидании:

«Я заглянул к нему в комнату. Увидев меня, он хотел встать. Не получилось. Он только улыбнулся своей фирменной улыбкой и очень четко произнес: «Попытайся там, где я не успел».

Поступая в ГИТИС, он мечтал попасть в мастерскую своего кумира — Кирилла Серебренникова. Но подпорок от своих родичей он не ждал, а потому мечты его не сбылись.

Первой крупной работой в кино была роль в фантастическом триллере «Индиго». Критика картину обругала, зрители приняли прохладно. Этот первый опыт поражения пошел юному артисту на пользу. Талант его стал развиваться буквально семимильными шагами.

Знаменитая фамилия, красивая внешность и безусловный талант были замечены не только режиссерами, но и женщинами. Первой, попавшей в капкан страсти Ивана, была Камилла Байсарова, дочь известного бизнесмена и бывшего мужа Кристины Орбакайте. Гражданский брак быстро развалился. На съемках картины «Текст», где Иван играл любовь в паре с Анной Чиповской, киношный роман перерос в настоящий. Пара опять же быстро разбежалась.

С третьей женой вообще произошло непонятное: Вера Панфилова, дочь знаменитого лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, сумела продержать возле себя ветреного супруга три года. Но на пути возникла Александра Новикова, дочь крупного московского ресторатора. В интернете по этому поводу — затишье, но прошел слушок, что Иван вернулся к Панфиловой. Это, как говорится, лирическое отступление, которое ничем ярко не отмечено на фоне его творческих прорывов.

С самого начала нужно сказать, что фильмография Ивана достаточно скромная. Объяснение простое: он очень строг в выборе работ. Есть у него режиссеры-кумиры, работать с которыми он мечтает.
Ну, с Хичкоком ему вряд ли повезет, а вот с Андреем Звягинцевым — вполне возможно.

Посчастливилось работать и с Павлом Лунгиным в триллере «Дама Пик». Главную роль, придя на кастинг, Иван буквально вырвал у режиссера, заявив, что роль сумасшедшего Германа его и ничья больше. Тот опешил от наглости, но решил попробовать и не просчитался. Играть талантливого оперного певца безголосому актеру было сложно. Учился вокалу, просыпался с арией Германа в голове, засыпал с ней же, хотя потом был наложен голос профессионального тенора.

За эту роль молодой Янковский получил «Золотого орла». И все же среди мастеров кино он особо ценит Сергея Женовача, в чьем театре работает. Атмосфера там особенная.

«Это мир людей, которые играют «Бесов», — говорит Иван, — и ничего при этом не играют. Я с ними курю, пью чай. Так же они существуют и на сцене».

После смерти Олега Табакова Женовач возглавил его театр, но и свой не бросил, потому что с молодыми ему интересно экспериментировать, хулиганить, отрываться на полную, пусть и ошибаться. Этот режиссерский стиль близок Ивану.

Хочет ли молодой Янковский стать великим, как дед? Нет, он хочет стать выше деда, превзойти его в мастерстве. В кино он категорически не желает быть мальчиком-мажором, он мечтает работать телом, голосом, жестами.

«Я хочу быть поломанным, без зубов, худым, лысым, но владеть нервами человека прямо в зале» — таков путь к «Обыкновенному чуду» внука Олега Янковского.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото ruskino.ru.