Уметь ходить «на ощупь»

Антон Шагин оказался в поле зрения «Персоны» Евгении Миленушкиной.

Из молодых кинозвезд фигура Антона Шагина, бесспорно, имеет самый высокий рейтинг. Тому доказательство – обильная фильмография, центральные роли, причем самого разнообразного плана: от стиляг, главарей банды, букмекеров и жуликов разных мастей до революционеров, поэтов, благородных персон дворянских кровей.

В четырнадцать лет Антон остался без матери, она погибла, и его воспитывала бабушка. Наверное, она была не так строга к внуку, потому он в школе не слыл примерным учеником — прогулять уроки для него было делом обычным. Еле-еле дотянул до девятого класса. Пришлось идти в ПТУ. Но слесарь из него тоже не получился, и это хорошо, в противном случае зритель не узнал бы «стилягу» Антона Шагина.

После смерти бабушки он совершил дерзкий шаг: уехал в Москву и подал документы в Школу-студию МХАТ. И тут началось преобразование вчерашнего разгильдяя. Еще будучи студентом, ему достается премия «Золотой лист» за работу в спектакле «С любимыми не расставайтесь». Так что не надо думать, что главные роли дают только по большой протекции.

К счастью, все же визитной карточкой молодого актера является не известное имя родича, а яркий талант. В 2009 году вчерашнего студента Шагина в свой театр приглашает Марк Захаров. Роль Лопахина («Вишневый сад») стала для него знаковой, он получает заветную «Хрустальную Турандот», а следом — премию «Триумф». Одновременно он оказывается в поле зрения Петра Тодоровского, замыслившего съемки «Стиляг». Режиссерский шаг был достаточно опасным, люди на Новый год привыкли смотреть «Иронию судьбы» и в тысячный раз слушать «Старые песни о главном».

Как ни странно, но зритель зрелого возраста решил позабавиться новой лентой, вспомнив свою бесшабашную юность второй половины пятидесятых годов, когда новая волна субкультуры демонстрировала свободу в несвободной стране. Конечно, сейчас мало кто помнит юнцов со странными прическами в одежде термоядерных цветов и девчонок, которым было не стыдно танцевать юбками вверх.

Шагину досталась центральная роль — Мэла, истового комсомольского активиста, увлеченного рейдами по поимке «злостных нарушителей советской этики». Так, он отлавливал дерзкую девицу по прозвищу Польза. Догнать догнал, но перевоспитать не успел по причине того, что сам в нее влюбился и уже готов своих собратьев по комсомолу послать куда подальше. Сам же мажет волосы клеем и напяливает зеленый пиджак. Лично у меня особого восторга картина не вызвала, несмотря на работу в ней таких ярких актеров, как Олег Янковский (последняя его роль), Ирина Розанова, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник. Похоже, что режиссер погнался за двумя зайцами, все слишком запутав. Зрелище получилось слишком сумбурным, хотя и ярким. И все же отдельные эпизоды — чистый маразм, как, к примеру, в сцене возле роддома — у Мэла и Полли ребенок почему-то черный.
Дальше у молодого актера Шагина жизнь напоминает адскую карусель: он только и поспевает вертеться между театральной сценой и съемочной площадкой. Но от своих удачливых коллег Антон отличается уже тем, что отказаться от выгодных проектов и крупных съемок для него не проблема, если есть внутреннее понимание, что с экрана придется лгать.

Здесь ему более всех близок по духу режиссер Юрий Грымов. Фильм «На ощупь» — их совместная огромная удача.

«Я верю, — признавался Антон, — что мой Глеб — особенный человек. Да я и не вижу смысла играть людей обычных…»

Его герой — слепой с рождения. Мир для него — цепочка осязательных ощущений. Убивают его отца, и слепота вопреки всем законам офтальмологии отступает, теперь парню предстоит отомстить убийце, к тому же познавать неведомый ему мир. Шагин в картине не просто инвалид — он мыслитель. Своего героя Антон раскусил:

«Мы, зрячие, отвлекаемся на мелочи, а слепой идет к своей цели, не оборачиваясь ни на что. Играя такую роль, невозможно лгать».

Перечислить даже самые яркие работы актера нет возможности. Неярких среди них просто нет. Но хочется отметить диапазон образов, что доказывает: Шагин может талантливо сыграть кого угодно, даже Иванушку-дурачка в сказке «Конек-горбунок». И все же невозможно понять психологический настрой исполнителя, который свободно может мгновенно перерождаться от низменного к высокому, делая при этом своих героев правдоподобными!

Всего несколько конкретных примеров: в сериале по роману Ф. Достоевского «Бесы» Шагин играл молодого революционера, вернувшегося из Швейцарии. Сложный образ, сложный писатель. Антон признается:

«Эта роль помогла мне избавиться от собственных внутренних бесов».

Далее — роль благородного дворянина Кондратия Рылеева, руководителя восстания на Сенатской площади («Союз спасения»). Здесь у него тоже свои «бесы». А вот фильм «Анка с Молдаванки», где Шагин — главарь воровской банды. Удивляет актер и в картине «Поцелуй сквозь стену», где его персонаж способен проходить сквозь любые преграды. Признается:

«Моя задача была не рассмешить зрителя, а заставить глубже узнать себя».

То, что Шагин — необычный актер и где- то философ, это ясно. К этому нужно прибавить, что еще он и поэт, но пишет стихи в основном для самого себя «как способ отстранения от реального мира и возможность посмотреть на все с другой стороны». Хотя один сборник он все же издал, посвятив его единственной и любимой жене Веронике, другу, соратнику и музе.

О его личной жизни разыскать что-нибудь очень сложно — это под запретом. Известно, что у него двое детей — сын Матвей и дочь Полина. Жена ушла из профессии, отказавшись от сцены, цветов, аплодисментов и наград. Ради семьи.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото f8.pmo.ee, i.mycdn.me, media.filmz.ru, avatars.mds.yandex.net.