Живопись сердца

Итоговая экспозиция прошла в Выставочном зале Союза художников России.

Она представила живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, те работы, которые сами авторы сочли самыми удачными за год. Светлые и сумрачные, радостные и тревожные образы пестры, как сама жизнь.

Живопись, подталкиваемая фотографами, удаляется от копирования, чтобы изобразить своими особыми способами цвет и формы. Марсель Дюшан в 1930 году создал «Джоконду с усами».

Он пририсовал на репродукции небольшого формата бородку и усы к главному памятнику истории западного искусства. «Лизу М» изобразил Юрий Шеров, увидев в современнице с плейером лукавые черты. Вместе с тем реакция на авангардные течения, возврат к традициям реализма, продолжается в творчестве десятков мастеров. Когда соприкасаешься с русской литературой, музыкой, то погружаешься в атмосферу сердечности и искренности. Это же можно заметить и по поводу русских картин, в частности, творчества калужских художников.

После увиденной в Париже выставки в 1870-х годах художник Крамской писал:

«Много вещей замечательных по живописи, по колориту, но мало, почти совсем нет вещей, трогающих сердце».

На калужской выставке таковых достаточно! Вячеслав Некрасов в графической серии «Мужики и звезды» восхитился открытости рабочих красоте мира. Проспер Мериме говорил Тургеневу:

«Ваша русская поэзия ищет, прежде всего, правду, а красота является потом, сама собой».

Незатейлива и убога бывает русская жизнь, и так же скромна зачастую русская живопись. «Дом Извековых» Антона Гольдина — память не только о гибнущей деревянной архитектуре, но, прежде всего, об утраченном жизненном укладе.

Раньше передвижники писали бурлаков, рабочих, крестьян. Сегодня Василий Ефимочкин изобразил человека-сэндвич. Так называется гражданин, вынужденный за нищенскую почасовую оплату ходить по улицам, рекламируя товары и услуги. Раньше мы ужасались столь унизительному, не соответствующему званию человека заработку. Мужчина, несущий на своих атлетических плечах плакат «Стрижка», способен к производительному труду. Где его рабочее место?
Уникальный портретист Боровиковский писал:

«Все счастье в любви сокровенно, и по мере удаления любви умножаются бедствия наши».

Словно кровью сердца написал О. Горушкин портрет матери. В белом платочке, в красном углу, подле иконы, старушка светит улыбкой, несмотря на то что сердце ее пронзили горести, как и Богородице Семистрельной. Трогательные и торжественные сюжеты, полные гуманизма, подбодрят вас в беге по пересеченной местности жизни, тем более что вход на выставку бесплатный!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото автора.