Дом Константина Эдуардовича Циолковского.

В сентябре 1932 года в Советском Союзе праздновали юбилей Константина Эдуардовича Циолковского. Праздновали с размахом, с речами и подарками, одним из которых стал одноэтажный деревянный дом, специально подготовленный для ученого и его семьи. На старом фото — именно это здание по адресу: Циолковского, 1. Дата на фото — 1935-й, год смерти великого изобретателя.

В биографии Циолковского за авторством Якова Перельмана читаем: «Юбилейная дата жизни изобретателя — 75-летие со дня рождения (1932 г.) — дала стране случай торжественно поздравить своего замечательного сына. Колонный зал Дома Советов в Москве не мог вместить всех желавших присутствовать на празднестве… Циолковский награждается орденом Трудового Красного Знамени и получает повышенную персональную пенсию. Для него и для его семьи отделывается новый дом на улице, носящей его имя.

Из прежде никому не известного школьного учителя Циолковский превращается в самого знатного гражданина своего города». Не секрет, что в Калуге с именем ученого-изобретателя связаны многие адреса. Он жил в здании на Циолковского, 79, где теперь расположен его Дом-музей, на улице Георгиевской, в домах № 19 и 16, но последним его пристанищем стал дом № 1/14 на улице Циолковского, подаренный ему Калужским горсоветом в связи с 75-летием со дня рождения. Он переехал в него в 33-м.

Семья часто принимала гостей, в числе которых были ученые, космонавты, журналисты — свидетели славы, настигшей ученого после десятков лет, прожитых в безвестности, среди невзгод и бед. Как свидетельствуют материалы из архива Государственного музея истории космонавтики имени Циолковского, именно в небольшом деревянном домике на углу улицы Ртищевской были написаны работы по воздухоплаванию, дирижаблестроению и ракетной технике. В сентябре 1933 года состоялось долгожданное для ученого событие — полет стратостата «СССР-1».

Аппарату удалось превзойти мировой рекорд аналогичного прибора Пикара на три тысячи метров и достичь отметки в 19 000 м. Причем, по данным экипажа, высота, которую взял «СССР-1», была еще значительней — 19 300. Надо ли объяснять, как радовался успеху своего детища Циолковский. Любопытно, что гондолу стратостата проектировал его бывший ученик, калужский Леонардо Александр Леонидович Чижевский. Буквально через несколько месяцев, зимой 1934-го, состоялся полет ленинградского стратостата «Осоавиахим». Однако очередной радости не получилось.

Созданный наспех на собранные ленинградцами деньги стратостат достиг высоты 22 000 метров, но его оболочка не выдержала давления и разорвалась на высоте 8 000 м во время спуска. В результате считается, что экипаж погиб в воздухе. Как говорят биографы, причиной гибели людей могла стать гондола, выбраться из которой можно было, лишь отвернув восемь болтов, что практически невозможно во время падения. Константин Эдуардович с горечью отмечал, что причиной трагедии стали недостаточно грамотная подготовка и поспешность полета, который планировали провести к очередному, 7-му съезду ВКП(б). Незаметно к стареющему ученому подкралась болезнь. В апреле 1935 года ему поставили диагноз рак желудка.

Уже к концу мая Циолковский, не надеясь на лучший исход, составил завещание, касающееся дома и имущества. Врачи, настаивавшие на скорейшей госпитализации и операции, его не убедили. На врачебное вмешательство измученный болями ученый согласился лишь 8 сентября. По словам краеведов, вечером его перевезли в железнодорожную больницу, куда на санитарном самолете из Москвы прибыли хирурги — профессора Плоткин и Смирнов. Ночью сделали операцию, но она не смогла остановить метастазы.

К слову, в больницу принесли телеграмму Сталина: «ЗНАМЕНИТОМУ ДЕЯТЕЛЮ НАУКИ, ТОВАРИЩУ К. Э. ЦИОЛКОВСКОМУ. Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. СТАЛИН». В ответ ученый продиктовал: «Прочитал Вашу теплую телеграмму. Чувствую, что сегодня не умру. Уверен, знаю — советские дирижабли будут лучшими в мире. Благодарю, товарищ Сталин». Собственноручно дописал: «Нет меры благодарности. К. Циолковский».

Великого самоучки не стало 19 сентября 1935 года в 22.34. После его смерти в честь ученого улицы Коровинская и Ртищевская были переименованы в улицу Циолковского. А на самом доме № 1 есть старая табличка: «Дом великого русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского, подаренный Калужским Горсоветом к 75 летию со дня его рождения. В этом доме он жил и работал с сентября 1933 по сентябрь 1935 г.».

Наталья КОНСТАНТИНОВА. Фото  Анны ЗОЛОТИНОЙ. Архивное фото — из фондов ГБУК КО «Калужский объединенный музей-заповедник».