«Ханурик» Артур

Футуристическую пьесу о любви Марии Зелинской «Хуманитас инжиниринг» режиссер Константин Солдатов поставил в Театральной лаборатории «Pro Art`s».

Даниил Кузнецов, Татьяна Блюм, Ольга Мазайло разыграли историю «про андроидов и людей».

Мария Зелинская окончила факультет филологии и журналистики ЮФУ. Она работала журналистом, редактором ростовских изданий, а с 2008 года начала заниматься драматургией. В 2017-м документальная пьеса Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской «Мирение. Телеутские новеллы» стала номинантом премии «Золотая маска».

В 2017 году пьеса «Хуманитас инжиниринг», вошедшая в десятку лучших российских драматургических произведений года, была поставлена в Прокопьевском театре драмы, Нижегородском театре комедии, Челябинском центре ненормативной лирики, МХТ имени Чехова… Вот и в Калуге ее приветили.

Драматург справедливо полагает, что «материал творчества — это мы сами, наши судьбы, наши знакомые — наши современники». Новое ее сочинение вовсе не фантастика, за вымышленными обстоятельствами прозрачно видны острые проблемы жизни. Сюжет пьесы в том, что Лера, которой под тридцать, отчаялась встретить не то что будущего мужа или хотя бы надежного любовника, но даже более-менее приемлемого бойфренда. Она четыре года напряженно копила на услугу агентства «Хуманитас инжиниринг», где изготавливают людей-роботов, учитывая все пожелания заказчика. Лера присвоила андроидному проекту меткое кодовое имя «Ханурик». В мировой литературе не счесть числа ярчайшим произведениям на эту тему — от Гофмана и Леконта де Лиля до Айзека Азимова и Виктора Пелевина. Робот-«женщина» «Мила» с ломаными движениями и неинтонированной речью неотличима от офисного клерка или работника колл-центра. «Чтобы получить дату и время консультации, а также индивидуальный идентификационный номер, нажмите три, — инструктирует автомат клиентку. — Не торопитесь и точно отвечайте на заданные консультантом вопросы!»

Пьеса — это история-перевертыш, где выбираемой «моделью» в финале оказывается Лера, а не Артур. Лера считает Артура роботом, робот «Мила», «работница» фирмы — шефом. «Идеальная» Артура — Мила не устраивает своей предсказуемостью, кротостью. Кстати, она тоже оказалась из плоти и крови. Текст полон сарказма, острой сатиры на «его» и «ее» зашоренность. Зал реагировал как по команде — в ответ на одни реплики смеялись мужчины, на другие — женщины.

История заканчивается хеппи-эндом: герои, оба, совсем не идеальные, нашли друг друга. Постановщики спектакля сразу расставили жирные точки над «и», раздав зрителям при входе куски пупырчатой пленки вместо программок. В нее упаковывают оргтехнику, ею был застелен пол в зале и на сцене с явным намеком. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! А вы сами разве не запрограммированы стереотипами?» Автор, Мария Зелинская, призналась, что «любовь — стихия, которая накрывает, не спрашивая твоего желания. Несколько лет назад я встретила главного мужчину своей жизни. И в ужасе от того, что могла оттолкнуть его из-за дурости, которая сидела у меня в голове. Он не подходил под большинство пунктов образа идеального мужа, который у меня сложился!

Важно любить какое-то свое «зернышко» — профессию, увлечение. И если человек в этом успешен, то наполняется светом, счастьем. На такую женщину мужчины обязательно обратят свой взор. Счастье — это магнит». Современный совет, ведь «сильной половине» и своих проблем хватает. Не Ланцелота же ждать, кото рый только и мечтает вызволить деву из беды!
Героиня, Лера, не блещет образованием, иначе она бы сразу догадалась, что ей всучили не робота, а обычного, да еще не ахти какого, мужчину, и экзаменатор не она, а он. Ведь поведение «Ханурика» «Артура» противоречило трем законам робототехники, он закатывал истерику в ответ на любое неприятное слово. В научной фантастике эти законы, обязательные правила поведения для роботов, впервые сформулированы Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод» в 1942 году. Они гласят:

«Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы не противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам».

Персонаж Азимова заключает об основе Законов:

«они совпадают с основными принципами большинства этических систем, существующих на Земле… попросту говоря, если робот исполняет все Законы робототехники, он — или робот, или очень воспитанный человек».

Добавим — или любое другое социальное животное, от муравья до шимпанзе. Гвендолин Батлер в рассказе «Гробница для канарейки» писала: «Возможно, мы — роботы. Роботы, выполняющие Последний закон робототехники… Чтобы становиться людьми». Помочь зрителю повернуть «глаза зрачками в душу», увидеть уродство и разрушительность собственного эгоизма — благая цель авторов пьесы и постановки. Причем сделано это в легкой манере, и финал полон надежды. Молодежь после тактично короткого спектакля потянулась в кафе развивать отношения…

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.