«PRO» Бродского

Театральная лаборатория в «Pro Art`s», «Пространстве актуального искусства», отпраздновала первый день рождения обращением к классике.

Лаборатория показала за этот срок калужанам восемь своих премьер, также предоставляя сцену и гостям. Петербургский актер, режиссер, продюсер Павел Михайлов привез моноспектакль по стихам Иосифа Бродского.

Калужский гость в 2006 году окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности «режиссура театра и кино». Павел Михайлов — куратор театра ПТТ («Питерская театральная тусовка»), играл в театрах Джулиано Ди Капуа, «Практика». Артист — лауреат театральных премий 2015 года «Прорыв» и «Золотая маска» за работу в спектакле Джулиано Ди Капуа «Жизнь за царя». С 2012 года он — куратор культурных проектов Фонда создания музея Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге. Павел Михайлов — режиссер и исполнитель моноспектаклей «Бродский. Retweet», «Наверх» по сказкам Тоона Теллегена, «Четыре рассказа Сэлинджера», «Полюс» Набокова, «С точки зрения кукурузной лепешки» по рассказам Марка Твена, «Дмитрий Пригов. Милицанер», «Чувства и эмоции на плоскости» по текстам Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Идеальной декорацией действа стал интерьер старого дома, полуарка балконного проема, стальные ставни окна. Превосходная акустика помещения подчеркнула звучание шедевров. Манера исполнителя сочетала певучесть автора и смысловое интонирование. Чтец стоял босой на половичке, мял в руках красную шапочку, которая становилась то младенцем, то хлебом, то птицей. Среди двадцати трех стихотворений Бродского разных лет были исполнены «Сретенье», «Речь о пролитом молоке», «Лагуна», «Рождественская звезда», «Рождественский романс», «1 января 1965»… В конгениальном стихам спектакле Михаила Козакова — Игоря Бутмана, который посчастливилось видеть автору этих строк, чтец был полноправным «альтер эго» автора, подобным брату-близнецу. «Стиль — это человек», поэтому в «Pro Art`s» было интересно наблюдать за противоположным поэту по психофизике исполнителем. Спектакль напомнил зрителям и музыку поэзии Иосифа Бродского, и магию его личности.

Русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США вернулся на Родину, пусть не физически, но своим творчеством. Эстетическое мировоззрение Иосифа Александровича сформировались в Ленинграде, поэтому местом последнего прибежища он избрал не США, а напоминавшую ему Северную Пальмиру Венецию. Неоклассическая архитектура, бесконечные перспективы ленинградских окраин, вода, множественность отражений в реке, каналах — не только атмосфера, но и герои его стихотворений.

Один из родоначальников «поколения дворников и сторожей», Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке, помощником прозектора в морге… Илья Авербах, режиссер, снявший в Калуге феноменальный фильм «Чужие письма», говорил друзьям: «В Ленинграде появился гениальный поэт Иосиф Бродский. Ему всего двадцать один год. Его открыл Женька Рейн». В 1961 году в Комарове Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, и свет Серебряного века ожил для него. Поэт, прошедший испытания, не корил Родину, он утверждал: «Мне повезло во всех отношениях. Другим людям доставалось гораздо больше, приходилось гораздо тяжелее, чем мне». В 1972 году Бродский переехал в США. Закончивший в СССР неполные восемь классов средней школы поэт, занимал на протяжении последующей четверти века профессорские должности в шести американских и британских университетах.
После получения Нобелевской премии на вопрос студентов, зачем он до сих пор преподает, Бродский ответит: «Просто я хочу, чтобы вы полюбили то, что люблю я». Та же цель и у представления Павла Михайлова. Одним из последних аргументов изгнанника против возвращения на Родину было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».

Бродский — единственный современный русский поэт, уже удостоенный почетного титула классика. И успех спектакля в «Pro Art`s» это подтвердил.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ