«Шарик» как градусник морального здоровья

Городские власти предложили калужанам сброситься на ремонт памятника 600-летию города. Реакция горожан удивила.

Призыв этот невольно поставил диагноз многим живущим в Калуге людям: социальная болезнь «нам все должны». Этот «вирус» распространился не сегодня и не вчера.

На мой взгляд, истоки недуга надо искать в первых годах перестройки. Именно тогда произошла мутация сознания советского человека. Десятилетиями СССР жил по принципу: государство — наша скорлупа. Внутри нам ничего не угрожает. Государство нас оденет, кое-как накормит, даст образование, потом работу. Под конец — тихую пенсию на лавочке у подъезда и метр на два земли, когда придет время.

Мы тогда хоть и возмущались на кухнях, но беспрекословно принимали все эти «дары», даже не представляя, как это, жить иначе. Все рухнуло на рубеже 80 — 90-х. Мы учились жить по-новому. Но «вирус» остался, его никто не убил в нашем сознании. Государство нам должно. Видоизменилось оправдание. От идеологии оно трансформировалось в прагматичный тезис: я же плачу налоги.

Этот «вирус» с длинным названием «мне все должны, потому что я плачу налоги» будет пострашнее нынешнего китайского. Он не убивает сразу, он незаметен, он разъедает нутро постепенно и неотвратимо. И, увы, убить его сложно, ибо на него нельзя посмотреть под микроскопом. Он везде. Он растворился во всем организме страны и многих в ней живущих.

Проблема еще и в том, на мой взгляд, что и в советское время, и сейчас многие идентифицируют в своем сознании государство, как «оно». Нечто, находящееся вокруг, но не во мне. Пример с «Шариком» как нельзя ярче показал нам нашу «болезнь». Да, у города есть средства на ремонт. Об этом прямым текстом сказал и градоначальник. Он же и попытался этим посылом попробовать протестировать моральное здоровье калужан.

— Область и город сами, безусловно, нашли бы эти средства на восстановление. Но здесь важно, с моей точки зрения, чтобы цепочка преемственности между тем поколением и сегодняшним не прерывалась. Мы очень ценим то достояние, которое нам досталось от наших предшественников, наших предков. И это такой символический шаг — сбор средств на восстановление данного памятника. Это очень важно — посмотреть, как общество откликнется на эту идею,

— заявил Дмитрий Денисов.

И что в ответ? В социальных сетях сразу возбудились зараженные «мне-все-долж- ны». «А почему я должен платить?» — пишут люди, живущие среди нас. Да никто ничего в данном случае не должен, отдать деньги на восстановление памятника — дело добровольное. Как добровольно сотни тысяч россиян перечисляют свои кровные на лечение больного ребенка после показа по ТВ репортажа о несчастном.

И здесь, кстати, тоже ведь сразу всплывают они — зараженные социальным «вирусом» люди: лучше бы собирали на зарплату чиновникам, а их оклады тратили на лечение больных детей… и «пошла писать губерния». Или другой вариант: я купил машину, плачу налоги — обеспечьте мне стоянку в метре от моей двери. И плевать на все остальное, на то, что вокруг живут, ходят, дышат другие люди.

А как вам ставший модным в последние годы вариант обустройства собственного благополучия среди жителей столицы, купивших участок или дом в живописном уголке Калужской области? Алгоритм их действий практически одинаков. Сначала «бомбометание» жалобами и просьбами «возродить» деревню, то есть дать месту статус поселения. Затем вторая волна «налетов»: дайте воду, газ, постройте дорогу. И все через высокие инстанции, через суды. Суд, он и есть суд: если доводы законны — обязаны исправить. И тратят муниципалитеты и районы из своих явно не богатых бюджетов огромные суммы на обустройство отдыха московских дачников, которые, кстати, и налоги платят не в регион, а там, где официально зарегистрированы, то есть в столице.

Что же на деле получается? Вместо того чтобы, например, протянуть газопровод, сделать дорогу или прорыть колодцы в селе на 200 дворов, местные власти вынуждены исполнять решения судов и строить качественные дороги к одному — двум коттеджам. Но. «Мы платим налоги, государство нам должно!»

Последний пример говорит о том, что «вирус» подпитывает не только неосознанное желание, но и целенаправленное стремление сделать себе хорошо за счет других. Более того, все эти «нам-все- должны» подогревают настроения порой специально, и часто не бескорыстно.

Доживем ли мы когда-нибудь до того момента, когда слова «милосердие» и «благотворительность» станут потребностью нашего существования? Когда сможем мы увидеть этот «вирус» и найти вакцину от него? Когда свой город мы станем воспринимать именно как свой город, а страну — как свою страну? Не знаю. Пример с призывом городских властей скинуться на ремонт «Шарика» пока говорит, что далеко нам до этого. Пока далеко.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Игоря РУЛЁВА.