Городские власти предложили калужанам сброситься на ремонт памятника 600-летию города. Реакция горожан удивила.
Призыв этот невольно поставил диагноз многим живущим в Калуге людям: социальная болезнь «нам все должны». Этот «вирус» распространился не сегодня и не вчера.
На мой взгляд, истоки недуга надо искать в первых годах перестройки. Именно тогда произошла мутация сознания советского человека. Десятилетиями СССР жил по принципу: государство — наша скорлупа. Внутри нам ничего не угрожает. Государство нас оденет, кое-как накормит, даст образование, потом работу. Под конец — тихую пенсию на лавочке у подъезда и метр на два земли, когда придет время.
Мы тогда хоть и возмущались на кухнях, но беспрекословно принимали все эти «дары», даже не представляя, как это, жить иначе. Все рухнуло на рубеже 80 — 90-х. Мы учились жить по-новому. Но «вирус» остался, его никто не убил в нашем сознании. Государство нам должно. Видоизменилось оправдание. От идеологии оно трансформировалось в прагматичный тезис: я же плачу налоги.
Этот «вирус» с длинным названием «мне все должны, потому что я плачу налоги» будет пострашнее нынешнего китайского. Он не убивает сразу, он незаметен, он разъедает нутро постепенно и неотвратимо. И, увы, убить его сложно, ибо на него нельзя посмотреть под микроскопом. Он везде. Он растворился во всем организме страны и многих в ней живущих.
Проблема еще и в том, на мой взгляд, что и в советское время, и сейчас многие идентифицируют в своем сознании государство, как «оно». Нечто, находящееся вокруг, но не во мне. Пример с «Шариком» как нельзя ярче показал нам нашу «болезнь». Да, у города есть средства на ремонт. Об этом прямым текстом сказал и градоначальник. Он же и попытался этим посылом попробовать протестировать моральное здоровье калужан.
— Область и город сами, безусловно, нашли бы эти средства на восстановление. Но здесь важно, с моей точки зрения, чтобы цепочка преемственности между тем поколением и сегодняшним не прерывалась. Мы очень ценим то достояние, которое нам досталось от наших предшественников, наших предков. И это такой символический шаг — сбор средств на восстановление данного памятника. Это очень важно — посмотреть, как общество откликнется на эту идею,
— заявил Дмитрий Денисов.
И что в ответ? В социальных сетях сразу возбудились зараженные «мне-все-долж- ны». «А почему я должен платить?» — пишут люди, живущие среди нас. Да никто ничего в данном случае не должен, отдать деньги на восстановление памятника — дело добровольное. Как добровольно сотни тысяч россиян перечисляют свои кровные на лечение больного ребенка после показа по ТВ репортажа о несчастном.
И здесь, кстати, тоже ведь сразу всплывают они — зараженные социальным «вирусом» люди: лучше бы собирали на зарплату чиновникам, а их оклады тратили на лечение больных детей… и «пошла писать губерния». Или другой вариант: я купил машину, плачу налоги — обеспечьте мне стоянку в метре от моей двери. И плевать на все остальное, на то, что вокруг живут, ходят, дышат другие люди.
А как вам ставший модным в последние годы вариант обустройства собственного благополучия среди жителей столицы, купивших участок или дом в живописном уголке Калужской области? Алгоритм их действий практически одинаков. Сначала «бомбометание» жалобами и просьбами «возродить» деревню, то есть дать месту статус поселения. Затем вторая волна «налетов»: дайте воду, газ, постройте дорогу. И все через высокие инстанции, через суды. Суд, он и есть суд: если доводы законны — обязаны исправить. И тратят муниципалитеты и районы из своих явно не богатых бюджетов огромные суммы на обустройство отдыха московских дачников, которые, кстати, и налоги платят не в регион, а там, где официально зарегистрированы, то есть в столице.
Что же на деле получается? Вместо того чтобы, например, протянуть газопровод, сделать дорогу или прорыть колодцы в селе на 200 дворов, местные власти вынуждены исполнять решения судов и строить качественные дороги к одному — двум коттеджам. Но. «Мы платим налоги, государство нам должно!»
Последний пример говорит о том, что «вирус» подпитывает не только неосознанное желание, но и целенаправленное стремление сделать себе хорошо за счет других. Более того, все эти «нам-все- должны» подогревают настроения порой специально, и часто не бескорыстно.
Доживем ли мы когда-нибудь до того момента, когда слова «милосердие» и «благотворительность» станут потребностью нашего существования? Когда сможем мы увидеть этот «вирус» и найти вакцину от него? Когда свой город мы станем воспринимать именно как свой город, а страну — как свою страну? Не знаю. Пример с призывом городских властей скинуться на ремонт «Шарика» пока говорит, что далеко нам до этого. Пока далеко.
Владимир АНДРЕЕВ.
Фото Игоря РУЛЁВА.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения