«Союз спасения». Декабристы, да не те…

В канун Нового года на экраны страны вышел исторический фильм «Союз спасения», реклама которого была оглушительна. Понятно почему — картину режиссера Андрея Кравчука продюсировал Первый канал, и на стороне создателей ленты был сам, теперь уже бывший, министр культуры Владимир Мединский.

Кому из россиян не известны события на Сенатской площади, происшедшие в декабре 1825 года? В учебниках истории очень четко были расставлены позиции: кто прав, кто виноват? Людям старшего поколения, конечно, хорошо известен и фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».

Что же касается ученых-историков и экспертов, то именно после выхода в прокат «Союза…» с мощностью вулканического взрыва они обрушили на страницы интернета свое недовольство. Больше всего досталось сценаристам Н. Высоцкому и О. Маловичко, которые в погоне за красивостью позабыли даже вкратце коснуться судеб главных героев.

Красот было действительно немало, начиная с облика Петербурга и до талантливых молодых актеров: Максим Матвеев (Трубецкой), Павел Прилучный (Пестель), Леонид Бичевин (Муравьев-Апостол), Иван Колесников (Николай I) и др. Не знаю, стоит ли сравнивать их с теми мэтрами отечественного кино, которые снимались у Мотыля, — А. Баталовым, О. Стриженовым, А. Пороховщиковым, В. Ливановым? Наверное, стоит, потому что все они как раз и соответствовали заложенным в головы миллионов советских зрителей постулатов русской истории.
Нынешние же школьники и студенты истфаков уже не те послушные глотатели прописных истин — им бы поспорить, пошуметь, посравнивать. Давайте поставим рядом два фильма, чтобы получить ответ на главный вопрос: который из них ближе к правде?


Возьмем для примера несколько главных персонажей, создателей тайного общества, цель которого была прекрасна — ликвидация крепостного права, написание новой Конституции. В принципе, и в старой, и в новой ленте бунтари- офицеры были схожи в своих устремлениях. В новом фильме — это герои войны, вернувшиеся после заграничных походов, полные патриотического подъема, увлеченные идеями просвещения и масонства, горящие желанием покончить с русской отсталостью. Все очень возвышенно, только почему-то когда оператор дает крупный план, у актеров в картине Кравчука глаза гвардейцев пусты, тогда как у старой гвардии (в картине Мотыля) — целый пласт чувств и эмоций!

Задолго до выпуска «Союза…» в прокат на Первом канале были бесчисленные интервью с актерами, сыгравшими главные роли. Было очень интересно их личное видение характеров исторических личностей. Начнем с самой неоднозначной фигуры тайного общества — Сергея Трубецкого. У Баталова — это гуманист, ярый противник насилия, тем более цареубийства. Но почему он не вышел на Сенатскую площадь? Струсил? Предал? «Я его полюбил, — утверждает Максим Матвеев. — Просто он человек сомневающийся, убежденный, что выстрелами свободу не купишь. Нужно не свергать, не убивать — говорить…» Узнаете в этой позиции сегодняшний политический тренд?

Идейный главарь общества Пестель (Пороховщиков — Прилучный). Эта персона, кажется, до сих пор полностью не распознана. Маньяк, одержимый своей идеей свержения. Всем, кто с ним не согласен, он готов перегрызть горло! У него нет любимой женщины, вместо нее у Пестеля — революция. Был смелым офицером, герой Бородинского сражения, награжден золотой шпагой из рук Кутузова. Но жесток и бескомпромиссен. Именно его перу принадлежит программный документ (прообраз Конституции) «Русская правда». Его лозунг — «Срубить верхушку, иначе она срубит нас». В общем, некий тип Наполеона. Потом потомки назовут его мерзавцем и убийцей. У Мотыля он таким не получился. У Кравчука — похож.


Муравьев-Апостол у Бичевина никакой, как и у старого исполнителя Юрия Радионова Чтобы спасти персонажа, сценаристы придумали для молодого гвардейца любовную картинку — роман с Анной Бельской (Софья Эрнст). Сам же актер о своей работе говорит по-мальчишески азартно:

«Это была как игра в солдатиков. Мчаться на коне — мечта жизни! А оружие… Шпагу вынул, снова — в ножны!».

В общем, этот декабрист как бы остался за кадром. Теперь — царь. У Василия Ливанова он беспощаден (не зря прозван Палкиным). Так было положено в советские времена! На роль Николая I Кравчук выбрал Ивана Колесникова, сыгравшего главную роль в картине «Движение вверх». Ослепительно красив, но тираном вовсе не выглядит. Царствовать Николай не собирался, готовил себя к военной службе. В ситуации с офицерским бунтом для него было главным не то, что за ним — Россия, а то, что за спиной — его семья. В этом оправдание. И вот теперь — вопросы, вопросы…

Глядя на декабристов «Союза…», задаешься вопросом: чего они хотели, чего не хватало? Может, адреналина? Или с жиру бесились? Четких ответов в картине нет. А хотелось бы схватить то, чему нас учили в школе: затея рухнула по причине раздвоенности в офицерском сообществе. Кто-то был идеалистом-романтиком, кто-то чтил царя, иные же — за его свержение. Раскол был налицо. Как бы там ни было, но фильм «Союз спасения» вышел в прокат.

Теперь самое время для историков, которые станут разбирать анахронизмы и ловить сценаристов на слове, те — защищаться, ссылаясь на источники и исследования. Но авторы ленты успокаивают:

«Мы вам показали декабристов не тех, к которым вы привыкли».

Цитирую Олега Маловичко:

«О декабристах нам рассказывали на уроках истории довольно скучно. Потому к заезженному сюжету хотелось добавить героики, мистики, романтизма и даже детектива. Хотелось все смешать. Особо опасались однобокости Мотыля: декабристы хорошие, царь плохой».

На стороне авторов ленты и кинематограф: «Союз спасения» — фильм художественный, а не документальный, где все должно соответствовать! Так что давайте признаем: картина сделана масштабно, за что спасибо компьютерной графике. Снималась долго и дорого. Даже костюмы шились из тканей той эпохи, у декабристов на груди — награды, соответствующие фалеристике, массовка огромная. Жаль, что в зрительном зале пустовато. По поводу же споров знатоков истории, так ведь это и хорошо, что столько мнений. Было бы единодушие — не было бы и поводов для новых диссертаций.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото pbs.twimg.com, mos.ru, avatars.mds.yandex.net, bel.ru.