В канун Нового года на экраны страны вышел исторический фильм «Союз спасения», реклама которого была оглушительна. Понятно почему — картину режиссера Андрея Кравчука продюсировал Первый канал, и на стороне создателей ленты был сам, теперь уже бывший, министр культуры Владимир Мединский.
Кому из россиян не известны события на Сенатской площади, происшедшие в декабре 1825 года? В учебниках истории очень четко были расставлены позиции: кто прав, кто виноват? Людям старшего поколения, конечно, хорошо известен и фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».
Что же касается ученых-историков и экспертов, то именно после выхода в прокат «Союза…» с мощностью вулканического взрыва они обрушили на страницы интернета свое недовольство. Больше всего досталось сценаристам Н. Высоцкому и О. Маловичко, которые в погоне за красивостью позабыли даже вкратце коснуться судеб главных героев.
Красот было действительно немало, начиная с облика Петербурга и до талантливых молодых актеров: Максим Матвеев (Трубецкой), Павел Прилучный (Пестель), Леонид Бичевин (Муравьев-Апостол), Иван Колесников (Николай I) и др. Не знаю, стоит ли сравнивать их с теми мэтрами отечественного кино, которые снимались у Мотыля, — А. Баталовым, О. Стриженовым, А. Пороховщиковым, В. Ливановым? Наверное, стоит, потому что все они как раз и соответствовали заложенным в головы миллионов советских зрителей постулатов русской истории.
Нынешние же школьники и студенты истфаков уже не те послушные глотатели прописных истин — им бы поспорить, пошуметь, посравнивать. Давайте поставим рядом два фильма, чтобы получить ответ на главный вопрос: который из них ближе к правде?
Возьмем для примера несколько главных персонажей, создателей тайного общества, цель которого была прекрасна — ликвидация крепостного права, написание новой Конституции. В принципе, и в старой, и в новой ленте бунтари- офицеры были схожи в своих устремлениях. В новом фильме — это герои войны, вернувшиеся после заграничных походов, полные патриотического подъема, увлеченные идеями просвещения и масонства, горящие желанием покончить с русской отсталостью. Все очень возвышенно, только почему-то когда оператор дает крупный план, у актеров в картине Кравчука глаза гвардейцев пусты, тогда как у старой гвардии (в картине Мотыля) — целый пласт чувств и эмоций!
Задолго до выпуска «Союза…» в прокат на Первом канале были бесчисленные интервью с актерами, сыгравшими главные роли. Было очень интересно их личное видение характеров исторических личностей. Начнем с самой неоднозначной фигуры тайного общества — Сергея Трубецкого. У Баталова — это гуманист, ярый противник насилия, тем более цареубийства. Но почему он не вышел на Сенатскую площадь? Струсил? Предал? «Я его полюбил, — утверждает Максим Матвеев. — Просто он человек сомневающийся, убежденный, что выстрелами свободу не купишь. Нужно не свергать, не убивать — говорить…» Узнаете в этой позиции сегодняшний политический тренд?
Идейный главарь общества Пестель (Пороховщиков — Прилучный). Эта персона, кажется, до сих пор полностью не распознана. Маньяк, одержимый своей идеей свержения. Всем, кто с ним не согласен, он готов перегрызть горло! У него нет любимой женщины, вместо нее у Пестеля — революция. Был смелым офицером, герой Бородинского сражения, награжден золотой шпагой из рук Кутузова. Но жесток и бескомпромиссен. Именно его перу принадлежит программный документ (прообраз Конституции) «Русская правда». Его лозунг — «Срубить верхушку, иначе она срубит нас». В общем, некий тип Наполеона. Потом потомки назовут его мерзавцем и убийцей. У Мотыля он таким не получился. У Кравчука — похож.
Муравьев-Апостол у Бичевина никакой, как и у старого исполнителя Юрия Радионова Чтобы спасти персонажа, сценаристы придумали для молодого гвардейца любовную картинку — роман с Анной Бельской (Софья Эрнст). Сам же актер о своей работе говорит по-мальчишески азартно:
«Это была как игра в солдатиков. Мчаться на коне — мечта жизни! А оружие… Шпагу вынул, снова — в ножны!».
В общем, этот декабрист как бы остался за кадром. Теперь — царь. У Василия Ливанова он беспощаден (не зря прозван Палкиным). Так было положено в советские времена! На роль Николая I Кравчук выбрал Ивана Колесникова, сыгравшего главную роль в картине «Движение вверх». Ослепительно красив, но тираном вовсе не выглядит. Царствовать Николай не собирался, готовил себя к военной службе. В ситуации с офицерским бунтом для него было главным не то, что за ним — Россия, а то, что за спиной — его семья. В этом оправдание. И вот теперь — вопросы, вопросы…
Глядя на декабристов «Союза…», задаешься вопросом: чего они хотели, чего не хватало? Может, адреналина? Или с жиру бесились? Четких ответов в картине нет. А хотелось бы схватить то, чему нас учили в школе: затея рухнула по причине раздвоенности в офицерском сообществе. Кто-то был идеалистом-романтиком, кто-то чтил царя, иные же — за его свержение. Раскол был налицо. Как бы там ни было, но фильм «Союз спасения» вышел в прокат.
Теперь самое время для историков, которые станут разбирать анахронизмы и ловить сценаристов на слове, те — защищаться, ссылаясь на источники и исследования. Но авторы ленты успокаивают:
«Мы вам показали декабристов не тех, к которым вы привыкли».
Цитирую Олега Маловичко:
«О декабристах нам рассказывали на уроках истории довольно скучно. Потому к заезженному сюжету хотелось добавить героики, мистики, романтизма и даже детектива. Хотелось все смешать. Особо опасались однобокости Мотыля: декабристы хорошие, царь плохой».
На стороне авторов ленты и кинематограф: «Союз спасения» — фильм художественный, а не документальный, где все должно соответствовать! Так что давайте признаем: картина сделана масштабно, за что спасибо компьютерной графике. Снималась долго и дорого. Даже костюмы шились из тканей той эпохи, у декабристов на груди — награды, соответствующие фалеристике, массовка огромная. Жаль, что в зрительном зале пустовато. По поводу же споров знатоков истории, так ведь это и хорошо, что столько мнений. Было бы единодушие — не было бы и поводов для новых диссертаций.
Евгения МИЛЁНУШКИНА.
Фото pbs.twimg.com, mos.ru, avatars.mds.yandex.net, bel.ru.
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина