Не убивайте нас

Калужский драмтеатр показал премьеру спектакля «Земля Эльзы» по одноименной пьесе Ярославы Пулинович в постановке Александра Баранникова.

Говорят, драматург Ярослава Пулинович — молодая звезда современной российской драматургии. За свои тридцать с небольшим лет она написала почти два десятка пьес и несколько киносценариев. Её много ставят по стране. Востребована. Может быть.

«Земля Эльзы» последняя написанная Ярославой Пулинович пьеса, по крайней мере, из известных. Простой язык, понятные характеры и ситуация. Никакого постмодернизма, нетрадиционной любви, извращений. Впечатление, будто идешь по улице, вдруг оглянулся и увидел Судьбу. И ведь что интересно, когда начинаешь «разбирать по косточкам» — понимаешь: здесь натяжка, здесь слишком густо намешано всего, тут на грани лубка какого-то. А потом отойдешь чуть подальше, посмотришь – нет, всё верно, жестко, но верно.

И ведь есть в пьесе так ненавидимая мною «судьба мальчика без пальчиков». Это когда автор своего героя ставит в заведомо слезливую ситуацию. Представьте, вы, конечно же, будете навзрыд переживать за такого вот мальчика без пальчиков, да ещё слепого, у которого, например, абсолютный музыкальный слух и он сочиняет гениальные симфонии, но их никто не может услышать. Потому что он без пальчиков. Потому что он слепой.

«Земля Эльзы» — очень опасная в этом отношении пьеса. Есть в ней коварная возможность слететь до такого нажатия всеми десятью пальцами на эмоциональные клапаны зрителя. Посудите сами: Эльза и немка, которую в детстве одноклассники обзывали фашисткой, и изнасиловал её в юности нелюбимый человек, и всю жизнь она жила с ним, растила дочь, ни разу не целовала мужа, терпела его издевательства… И появляется принц. Когда уже поздно, когда восьмой десяток и взявшись за руку можно идти, увы, лишь на погост.

Однако, в том и прелесть театра, что, конечно не часто, но бывает, история, рассказанная драматургом на бумаге, оживает настоящей жизнью. И все эти авторские придумки для слезливых дамочек отходят на задний план. А перед тобой вырастает огромная живая человеческая судьба. Александру Баранникову, на мой взгляд, удалось рассказать очень трогательную историю. Рассказать просто и понятно. Без современных подпорок в виде видео, без заумных теорий, без «поисков смыслов». Смысл один, он ясен и трагичен: мы убиваем друг друга, часто не врага, а самого близкого человека.
Эльза Александровна (Надежда Бурнашова) всю жизнь прожила в душевном сквозняке. Белые простыни, болтающиеся на продуваемом всеми ветрами чердаке — знак не уходящей беды. Да весь дом – единый для всех персонажей, поворачивающийся лишь разными своими ипостасями – сторонами, лишь кажется крепким (художник-постановщик Людмила Некрасова). Эльза в нем не живет. Она в нем существует. Лишь за его пределами, в длинных проходках по кругу она на некоторое время обретает себя.

Надежда Бурнашова, а актриса наконец-то вернулась в театр большой, мощной и правдивой работой, удивительно интеллигентна. Всю боль, весь ужас своей жизни она переживает внутри. Переживает глубоко и сильно. Мы же видим лишь почти незаметные внешние признаки того ада, что творится в душе этой женщины. И от этого возникает вера, возникает сопереживание. Настоящее, глубокое.

Казалось бы, спонтанное женское желание купить новые туфельки после смерти ненавистного мужа, первые в ее жизни туфельки, очень точная деталь. Порыв идти в местный сельмаг, то есть на деревенскую голгофу, за сумочкой к свадебному платью, которую забыли купить в городе, — это тоже деталь, но насколько же она верная!

Общение с дочерью, Ольгой (Елена Соколова) достойно отдельной постановки. Это жизнь двух самых близких людей на свете. Мать и дочь. С похожими судьбами, со сломанными жизнями, со страхом остаться в одиночестве в пустом доме. Ольгу бросает из крайности в крайность. От ненависти, а только сильно любящие люди способны на такую яростную ненависть, до вселенской любви. Страх повторить судьбу матери, слепая зависть ее вдруг возникшей любви, собственная любовь к родному человеку, — у Ольги в душе столько всего намешано, что, кажется нельзя с этим жить. Елена Соколова смогла пройти по той почти незаметной ниточке, отделяющей истинное чувство, настоящие эмоции и желания от показного, навзрыд, беснования. Это дорого стоит.

Вообще, спектакль «Земля Эльзы» в постановке Александра Баранникова прекрасен актерскими работами. В той, подзабытой уже настоящей русской актерской школе переживания. Так давно не было на сцене калужского драматического столь честного, трогательного и сильного спектакля.

Характеры немногочисленных персонажей не сливаются в общий, сопутствующий главной линии спектакля, гул. Они ярки, каждый по-своему. Прекрасные селянки Зинаида Михайловна (Людмила Парфирова) и Таисия Петровна (Тамара Глеклер). В спектакле нет «проходных» ролей. Жизнь и судьба каждого ложится пониманием и сопереживанием. Настоящим человеческим сопереживанием. И Василий Игнатьевич (Сергей Корнюшин), тот самый «принц», решивший увезти свою возлюбленную «на южное море», и его сын Виктор (Захар Машненков) со своей женой-стервой Мариной (Ирина Жёлтикова), и внучка Эльзы Даша (Наталья Бушина) — все, все актеры создали неповторимый двухчасовой остров откровенной, не прилизанной реальной жизни.

Посмотреть на это стоит. Прелесть этого спектакля ещё и в том, что он не кончается с закрытием занавеса. Он живёт внутри тебя ещё очень долго. Он про нас, про нас всех. Ведь каждый когда-то переступит эту черту, которую наше правительство бездушно называет «возрастом доживания». И, наверное, многим придется так же, как главным героям «Земли Эльзы» беззвучно кричать в космос – не убивайте нас.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Игорь Рулёв.