Браконьеры наступают на калужские леса

В ушедшем году в лесах Калужской области в два раза увеличилось количество случаев незаконной охоты по сравнению с 2018-м, но пока редкие охотники-нарушители попадают под суд.

Статистика регионального министерства сельского хозяйства не утешительна. По данным ведомства, в прошлом году было выявлено тринадцать случаев браконьерства, в то время как годом ранее – шесть. Самое грустное же в том, что редкий охотник-нарушитель за это время понес наказания.

Главными трофеями браконьеров в калужских лесах становятся лоси. В течение 2019 года было незаконно отстрелено тринадцать этих животных. Под браконьерскими пулями за год погибли также пара пятнистых оленей, пять косуль и даже краснокнижный зубр, которого кто-то подстрелил в Хвастовичском районе. В 2018-м случаи браконьерства были зарегистрированы только на лосей – в Малоярославецком, Юхновском, Жиздринском и Износковском районах. Незаконная охота велась на лосей и в 2017 году, тогда было зафиксировано девять случаев. Три года назад, в 2016-м, было убито тринадцать лосей, две косули и два благородных оленя.

— Если раньше незаконной добычей чаще всего становились кабаны, то теперь лоси, — рассказывает начальник отдела государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства министерства сельского хозяйства Калужской области Василий Панкрушов. – Численность кабана в калужских лесах сильно сократилась из-за африканской чумы, которая буйствовала несколько лет назад. В прежние годы после охотничьего сезона насчитывалось полторы-две тысячи голов кабана, то теперь всего 700-800 на всю область. Вот и бьют ради мяса лосей, косуль и оленей, которых чаще можно встретить, чем кабанов. И, увы, нередко незаконно.


По сведениям областного минсельхоза, предоставленным в распоряжение нашего издания, за четыре года, с 2016 по 2019 включительно, был зарегистрирован 41 случай браконьерства в калужских лесах, охотниками незаконно добыто 58 копытных животных, ущерб составил 6  880 000 рублей. Судебными решениями выписано штрафов на 5  250 000, но оплачена лишь пятая часть – миллион с небольшим.

Основная причина такой незначительной суммы оплаченных штрафов – в сложности поимки браконьеров.

— Инспекторы охотхозяйств, к сожалению, бьют уже по хвостам, то есть находят останки туш, брошенные шкуры и т.п., — поясняет Василий Панкрушов. – Если взять случаи браконьерства за последний год, то из тринадцати выявленных в половине горе-охотники вообще не были найдены. Довести дело до суда, даже поймав браконьера, тоже сложно – нужны свидетели. Кто ими может стать в лесу? Только сами охотники, которые, по сути, и участвовали в незаконной добыче животных. Свидетельствовать против себя и приятелей, как вы понимаете, никто не стремится.

По словам Василия Панкрушова, за 2019 год вообще не удалось довести до суда ни одного уголовного дела по фактам браконьерства. Годом ранее – одно, когда суд постановил оштрафовать охотника-нарушителя, подстрелившего в Износковском районе лося на 240 тысяч рублей. Выполнил судебное решение мужчина в прошлом июле.

Самым удачным для инспекторов охотхозяйств Калужской области стал 2016-й, когда в суд было направлено пять дел по фактам браконьерства из тринадцати выявленных в тот год. Сумма выплаченных штрафов составила 570 000 рублей. Один из охотников, нарушивших закон, получил год исправительных работ. По двум уголовным делам расследование было прекращено «в связи с деятельным раскаянием», — значится в браконьерских «сводках» калужского минсельхоза. То есть нарушители добровольно возместили ущерб и содействовали следствию, поэтому охота для них закончилась не на скамье подсудимых.

— Иногда попадают под ответственность владельцы охотничьего оружия, кто и в лес, может, не ходил, — продолжает начальник отдела государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства регионального минсельхоза. – К примеру, в 2019 году было возбуждено уголовное дело против охотника, который решил использовать чужой карабин. И если дело дойдет до суда, будет наказан не только сам охотник, но и тот гражданин, который передал ему карабин.

Специалисты считают, что охота на браконьеров могла бы быть более результативной, если увеличить штат егерей и инспекторов «Калугаоблохоты».

Василий Панкрушов признается, что пока найти желающих на эти должности сложно из-за небольшой зарплаты, которая составляет в среднем 13-15 тысяч рублей. Вот и приходится чаще подсчитывать нанесенный вред, чем реально противостоять нарушителям правил охоты. К сожалению.

Но есть и хорошие новости. На особо охраняемых природных территориях Калужской области случаев браконьерства несколько последних лет не регистрируют. Ни в нацпарке «Угра», ни в «Калужских засеках». Оба, правда, являются учреждениями с федеральным подчинением. Возможно, это влияет и на зарплату инспекторов, и на их «вооружение» против охотников-нарушителей, и, в конечном итоге, на охрану лесов и их обитателей.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото arctic24.news, img.src.ca.