Больной на всю голову

Светофор для незрячих на перекрестке улиц Никитина и Николо-Козинской в Калуге три года «разрешает» инвалидам переходить дорогу на красный свет.

По правилам звуковой сигнал должен издавать звук в тот момент, когда загорается зеленый, для слепого человека это знак того, что можно идти через дорогу. Неисправный же светофор с одной стороны дороги продолжает пищать и в момент, когда машины начинают движение.

Недавно на эту вопиющую неисправность обратили внимание активисты Объединенного народного фронта, которые провели рейд по городским улицам. На этой же части дороги после недавнего ремонта «вдруг» выросли бордюры на пешеходных переходах. Даже зрячий человек по неосторожности может легко споткнуться, а для того, кто не видит препятствие под ногами, это чревато падением.

По словам общественников, такие случаи уже были. Мы обратились в Калужскую областную организацию инвалидов Всероссийского общества слепых с вопросом о том, пытались ли они решить проблему светофора на перекрестке Никитина и Николо-Козинской. Председатель организации Елена Полянская в телефонном разговоре ответила:

Для нас это больная тема уже года три. Мы и в ГИБДД писали, и в горуправу – без толку.

По словам Елены Геннадьевны, прилегающие к перекрестку улицы Степана Разина и Никитина являются зоной компактного проживания инвалидов по зрению. К тому же само общество слепых располагается в этом районе. В нем зарегистрировано более двух тысяч человек, многие из которых регулярно или время от времени совершают прогулки, идут по своим делам, переходят через дорогу. Представим себе, к чему это может привести, если человек не знает о неисправности одного из звуковых светофоров…

Полянская заметила, что большинство тех, кто посещает общество слепых, учитывает эту «болезнь» светофора. Однако есть же люди, кто, к примеру, впервые решит пройти по Никитина, и тогда, что называется, недалеко и до греха. Один из моих знакомых инвалидов по зрению про проблемный светофор не в курсе, возможно, оттого, что у него есть собака-поводырь. Но ведь таких «средств технической реабилитации», насколько я знаю, в Калуге не больше пяти — шести.
Удивительно еще, как неправильный светофор не стал причиной несчастных случаев и ДТП. Этот пример, а также выросшие на пешеходной дорожке после ремонта бордюры ясно указывают на то, что к созданию безбарьерной среды для инвалидов наши власти относятся, скорее, формально. Есть спецсветофор — и ладно. Дорогу отремонтировали – уже хорошо, лучше же, чем по разбитому полотну ходить.

В других городах для облегчения перехода на перекрестках инвалидов по зрению используют яркие цвета или оборудуют светофоры тактильными указателями. У нас же, кроме шести «пищащих» светофоров (из которых один, скорее, мешает, чем помогает), для этой категории людей на дорогах ничего нет.

Когда верстался этот номер, нам сообщили, что рабочие начали ремонтировать звуковой светофор на перекрестке Никитина и Николо-Козинской. Наконец-то — через три года — обращение к городским властям возымело действие. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. И лучше до несчастного случая, чем после.

Елена ГУСЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.