Весь вечер на арене

Ребенок- клоун — какой класс обходится без него! Детям с ним весело, зато грустно учителям и родителям. Как направить энергию такого типа в нужное русло?

Есть живчики, которым всегда скучно на уроке. Через пять минут после начала он уже начинает вертеться, кривляться. То у него ручка упадет и отлетит в другой конец класса, то пристанет к соседу с нелепыми расспросами. Словом, человек активно привлекает к себе внимание.

И он его получает. Красноречивые записи в дневнике о нерадивом поведении, вызовы родителей в школу, плохие отметки, домашние разборки – эксцентрик не забыт. Но что хорошего постоянно быть в роли плохого героя? Он и сам это понимает, а сделать ничего не может. Взрослым можно и нужно направить такого ребенка другим путем.

Часто таким детям в дошкольном возрасте ставят диагноз – синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Но бывает, что и без синдрома ребенок просто имеет повышенную потребность в получении заботы и участия. Возможно, он еще не дозрел до школы, и мотивация учения недостаточно сформирована. Причиной также может стать ошибка родителей, которые на определенном этапе поощряли демонстративное поведение своего ребенка. Момент, когда такое дурачество вышло за всякие рамки нормы, был упущен. Понятно негативное отношение учителей к дурачеству, которое дезорганизует весь класс, срывает план урока, подрывает авторитет педагога.

Однако не мешало бы ему применить свой педагогический талант, для того чтобы исправить ситуацию. Если его не хватает, придется родителям помочь – объяснить, к примеру, что «карательные меры» не должны подкреплять истеричное поведение, а наказание не нужно превращать в театр одного актера.

«Опять цирк начинается», — объявляет учительница в момент, когда демонстративный ребенок закатывает истерику. Что это, как не подкрепление скандального поведения? Уж лучше до конца урока отсадить его на стул, чтобы остальные дети его не видели, или дать дополнительное письменное задание. На худой конец вывести в коридор, отвести в учительскую или к охраннику.

Главное — избежать спектакля под названием «Выйди из класса!». Психологи советуют действовать превентивно. В начале урока уделите «клоуну» минутку, найдите, за что похвалить, посмотрите в глаза. Он постепенно поймет, что получить порцию внимания взрослого можно не только за отрицательное поведение.

Один из приемов, который можно также посоветовать учителю, — условно назовем «тайным знаком». Ребята такого типа обычно не злые, и сочувственно реагируют на просьбу учителя не срывать урок. Для них проблема – сдержаться, чтобы их не понесло. Не при свидетелях лучше поговорить с ним и договориться о тайном знаке.

«Если ты мне начнешь сильно мешать, я тебе подмигну…».

Ребенку очень важно и приятно, что он становится хранителем секрета. Родителям такого «чуда в перьях», конечно, не стоит оставлять жалобы педагога без внимания. Но и ругать, наказывать за «представление» вряд ли нужно. Быть может, в вашей семье растет будущий Олег Попов.

Комедийный талант есть далеко не у каждого. А вы смогли бы придумать такое, чтобы полчаса коллеги по работе заходились от хохота?.. Вашему ребенку это удается с легкостью. Не ругать, а мотивировать на учебу, на помощь учителю, а также использовать излишнюю энергию в мирных целях (театральный кружок, спортивная секция, цирковая студия) – эти меры лучше других способны отвратить нашего отпрыска от клоунских выходок не по делу.

Елена ГУСЕВА.

Фото s1.1zoom.net.