Василий Сигарев. Человек, которому есть что сказать

Звезды театра и кино, конечно, у всех на виду, их жизнь романтична и разноцветна. Но есть скромные служители Мельпомены, без которых не родился бы ни один спектакль и киносюжет. Это драматурги.

Василий Сигарев не столичный житель, он родился в маленьком уральском поселке Верхняя Салда в простой семье (отец – электрик, мать – птичница). Такие вот не богемные корни! Правда, учась в школе, мальчик много читал (порой даже приворовывая книжки из библиотеки), но учитель литературы был холоден к его домашним сочинениям, оценивая всего на тройку.

Особенно Василий был увлечен кино и после просмотра очередной ленты делал подробные записи в тетради, где за год не оставалось ни одной свободной странички. Первым потрясшим его фильмом была картина Элема Климова «Иди и смотри». Пожалуй, это была самая страшная в истории советского кино (если не считать «Бабьего царства») картина про войну. Натуралистическая хроника с кровавыми подробностями зверств карательного отряда фашистов в русской деревне, где палачи издевались, убивали, жгли людей заживо, – ощущение конца света.

Именно все это научило Сигарева предельно безжалостно обращаться со зрителем, предупреждая после каждой своей работы: «Будет правдиво и больно. Очень больно». Еще в школе он начал писать, но ни одно местное издательство не видело в юношеских пробах ничего стоящего. Проучившись пару лет в пединституте на биофаке, отправился в Екатеринбург и без труда поступил в театральный вуз на курс драматургии.

В 2000 году на него упала, наконец-то, счастливая звезда — журнал «Урал» напечатал его пьесу «Пластилин», сделавшую студента из глубинки знаменитостью. Режиссер Кирилл Серебренников рискнул взять пьесу на фестиваль «Любимовка». И сразу – шквал отечественных наград. Через два года пьеса была поставлена в Великобритании в прославленном Лондонском театре. Молодой российский драматург, ни слова не знающий по-английски, получил престижную награду «Evening Standatd». В тот же год пьесу просмотрели парижские зрители, и двери в европейские театры для Сигарева были открыты.

Удивительная манера драматурга — героев своих произведений селить по маленьким городам, а время действия все больше относить к девяностым годам. Но, по его собственному признанию, театр почему-то мало его увлекал, он был ему скучен. Тем не менее, его пьесы с успехом шли на сцене театров Москвы, Питера, Екатеринбурга, Гамбурга, Лондона. Но все же страсть к кино с самого детства была его мечтой.

 

В 2009 году на экраны вышел фильм «Волчок», где он выступил не только как драматург, но и как режиссер. Главную роль в картине сыграла его жена Яна Троянова, которая буквально силой усадила его за стол и сказала: «Пиши!». Сюжет – по ее детским невеселым воспоминаниям. Мать-алкоголичка, убившая по пьянке своего сожителя, оказалась на семь лет за решеткой. Освободившись, решила навестить дочь и отправилась вся намазюканная, в апельсиновом парике, в обнимку с неким дядей Колей. В подарок девочке купила крохотный волчок, который потом малышка не будет выпускать из рук, ожидая новой встречи с матерью. Та иногда заезжала, откупаясь то ежиком, то пачкой гематогена. И быстро исчезала, оправдывая себя тем, что «молодая и жить хочется». Когда же опомнится, станет ясно: она не только свою жизнь переломала, но и дочь умудрилась утянуть за собой.


Награды шквалом обрушились на уже всемирно известного драматурга. Но уже в голове у Сигарева рождался новый сюжет. Картина «Жить» такая же не простая, как и «Волчок», и абсолютно не соответствует оптимистичному названию. На этот раз сюжет родился из его собственных воспоминаний, когда в одном из домов он увидел разломанную горем женщину, сидящую возле двух детских гробиков. В основу картины легли три мрачные истории. Первая – про беспутную мать, чьих дочерей у нее отнимают за пьянство. На время. А когда спохватилась и хочет вернуть, жизнь отбирает их навсегда. Как с этим жить? Вторая история про двух молодых людей, которые едут в храм венчаться, но жениха отморозки убивают в электричке. Третья — о мальчике, которому плохо жилось с матерью и ее жестоким сожителем. Он отправляется искать отца-игромана, который в свое время бросил семью, наградив огромными долгами. Но найденный непутевый папа решает свести счеты с жизнью.

Премьера картины в Роттердаме была встречена овациями зрителей. Конечно, здесь много вопросов, на которые не найти ответа. Кому хуже: тому, кто потерял любимого человека, кто не видит потом смысла в жизни и страдает от одиночества, или кто решается на самоубийство? Но все как-то пытаются жить: кто-то сходит с ума, кто-то кричит по ночам, а кто-то находит силы идти дальше.

А вот что по поводу своей работы думает сам автор:

«Пройдя через все эти смерти, я понял, что дело не в социуме – дело в конкретном человеке. Строя сюжет, мне было до лампочки, что это за страна, что за город, кто герои. Было важно драматургически построить историю людей, которые потеряли что-то и пытаются научиться жить с этой потерей».

Философия драматурга сложна, но своими работами он хочет ее растолковать людям. К примеру, извечный вопрос: почему Бог так несправедлив, если умирает невинный ребенок? Нет, справедлив. Сигарев утверждает:

«Я снимал фильмы не про то, что такое смерть. Я снял про то, что в любом случае она случается. Одно дело, если умру я, другое — если умирают твои близкие. Тут смерть и начинается. Про это мои картины».

Трудно ли быть таким непохожим и в чем-то нестандартным человеком в искусстве, как Василий Сигарев? Почему он, не имея кинорежиссерского опыта (кроме слова «Мотор!», все ему было неведомо), взялся сам снимать свои картины? Он пришел к такому решению, чтобы чувствовать ежесекундно пульс происходящего на съемочной площадке. И довел себя до сердечного приступа, потому что, находясь весь световой день рядом со снимаемой им смертью, ни один стандартный организм не выдержит!


Конечно, он — гений, а потому не должен быть похожим на всех остальных, даже талантливых. Таков наш герой. Он не живет в столице – московский ритм ему мешает творить, он терпеть не может красные дорожки международных кинофорумов, он не ищет «кассовых» сюжетов-однодневок для своих лент, и, наконец, все его герои живут у него в голове самостоятельно, что-то говорят, совершают поступки, а он только записывает.

Что касается преданных женщин, то он свою нашел. Актриса Яна Троянова — его жена, муза, друг, коллега. В самом начале она единственная два года бегала с ним по театрам, чтобы поставили его «Черное молоко». Он написал более двух десятков пьес. Они легко переводятся на иностранные языки и ставятся по всему миру. Фильмы его сродни притчам, ему есть что сказать зрителю (что бывает редко), но еще важнее ему быть услышанным (что просто чудо).

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото b1.filmpro.ru, cinemapress.org, ovideo.ru, justmedia.ru.