Как научить ребенка не опаздывать

Добрая половина первоклассников еще не умеет ориентироваться во времени. Как помочь ребенку стать пунктуальным и научиться планировать свой день?

Дети бывают разные. К примеру, старший ребенок совершенно безболезненно прошел период освоения времени, быстро узнал, как определять часы и минуты. Второго, наоборот, уже несколько лет безуспешно пытаемся научить отличать двенадцать часов дня от двенадцати ночи, да еще чтобы понимал, что двадцать четыре часа – это то же, что двенадцать…

Знаю подростка, который в свои тринадцать с трудом определяет время по механическим часам, потому что в доме все часы электронные. Но круглые нагляднее, а значит, позволяют лучше понять цикличность времени. Поэтому начинать учить стоит с них. Также нужен и календарь, на котором видны недели и месяц. Когда вы говорите с утра ребенку, который не умеет определять время по часам, что нужно быстрее одеваться, потому что иначе опоздает, для него это пустые слова. Спросите его, к какому времени он должен успеть прийти в школу, когда оно наступит – и он, скорее всего, не ответит. Мы суетимся, нервничаем, а чадо не понимает и только механически и послушно торопится, само не зная зачем.

Такие дети, если их не подгонять и не водить за ручку в школу, сами, скорее всего, опоздают на урок. Кстати, даже подростки хотя и давно ориентируются по часам, нередко опаздывают, потому что еще не чувствуют время. Что тут можно сделать?

Процесс планирования и узнавания времени должен идти параллельно и постепенно. Параллельно, потому что так лучше понять причину и следствие. Постепенно – так как процесс достаточно сложный. Вот одна из типичных ситуаций, требующих знания времени и умения собраться и не опоздать. Ребенок слышит будильник и знает, что мама его все равно подстрахует, поднимет, поэтому на звук не реагирует. Он пассивный исполнитель и ждет указания «сверху». Такой случай долго его ничему не научит. Лучшим вариантом будет от такой ситуации побыстрее перейти к другой, когда придется самому подниматься по будильнику.

Если вы уходите на работу раньше его, то ничего искусственно создавать не надо. Договариваемся с ним, что будильник будет его напоминалкой. К примеру, он должен просигналить четыре раза, каждый из которых что-то да означает. После первого звонка нужно встать, после второго – уже почистить зубы и умыться. Третий сигнализирует о том, что нужно позавтракать, четвертый – о том, что пора выходить из дома.

Если мама в момент сбора в школу находится дома, здесь труднее добиться самостоятельных действий. Но всегда можно придумать себе несколько неотложных дел, которые могут поглотить все время и внимание родителя. Скажем, срочное составление отчета или написание статьи в номер.

Не исключено, что первые самостоятельные сборы в школу приведут к замечанию в дневнике за опоздание. Зато это станет школяру прекрасным уроком на будущее. Он на себе испытал, что значит опоздать! В следующий раз будет лучше следить за временем.

Планировать целый день можно учить с помощью напоминалок другого рода. Для начала родители пишут список дел и прикрепляют его магнитом на холодильник или пишут на доске. Затем ребенок станет делать это самостоятельно, причем с большим удовольствием. А рядом с планом в конце дня напротив проставьте плюсики и минусы – что сделано, а что нет.

Мы, взрослые, тоже не ангелы: порой опаздываем, часто не успеваем сделать главные дела в ущерб второстепенным. Что же говорить о детях, которые еще не нажили свой собственный временной опыт! Чем больше у ребенка будет моментов, когда ему придется самому столкнуться с необходимостью считать часы и минуты, тем быстрее он научится это делать.

Елена ГУСЕВА.

Фото s.nchelny.city.