Что в имени твоём?

Очень многие сегодня ищут ответ на вопрос: что в двадцать первом веке случилось на земном шаре, в чем причина разлившейся ненависти человека к человеку? В этом плане очень показательна биография депутата областного парламента Сослана Такаева.


Он родился в Осетии, в красивейшем Владикавказе. Вам, наверное, сразу представился этакий лихой горец с непременным кинжалом за поясом. Но у нашего героя чисто русское лицо – круглолиц, голубоглаз. Мать – коренная калужанка. Познакомилась со своим будущим мужем, заехавшим в наш город по делам. И влюбилась. Он увез ее за Кавказские хребты, и в этом не было ничего опасного — в советские времена уехать в южную республику (хоть в восточную или западную) было обычным делом.

— Вы ведь учились в обычной русской школе, наверняка в классе была масса ребят самых разных национальностей. Дружили или ссорились?

— Мы и внимания не обращали, у кого что записано в паспорте. Вообще, наша республика славилась классными борцами. Меня вольной борьбой увлек отец, сам отличный спортсмен. И вначале я занимался там с большим рвением, даже получил приличный юношеский разряд. А потом познакомился с ребятами-картингистами и буквально потерял голову, понял – это мое!

— У вас ведь в семье строгое подчинение родителям – не боялись гнева отца?

— Еще как боялся, а потому какое-то время врал, собираясь на занятия и укладывая в сумку кеды и «тренировки». Потом тревогу поднял мой тренер, пришел к отцу: «Что с моим любимым учеником?». Попало мне тогда здорово, но с тех пор я точно знал, что машины будут со мной по жизни. Закончив аграрный университет, получив профессию инженера автохозяйства, понял, что работа мне в родных краях не светит — настали тяжелые времена. Так наша семья оказалась на маминой родине в Калуге.

— Вашим первым местом работы была наша известная во всей области автоколонна 1306, и в семидесятые годы она уже доживала свой последний срок.

— Об этом не могу вспоминать без боли. Еще мальчишкой, когда приезжал сюда к маминой родне, все каникулы проводил со своим дядей Вовой в его автоколонне. На всю жизнь врезалась в память атмосфера огромного транспортного предприятия, где каждый работник был великим мастером, надежным, уважаемым человеком, непременно с солидным стажем – без этого никто не позволил бы сесть за руль. Что видим сегодня? Пожалуй, иногородние перевозчики, которые заполонили наш транспортный сектор, тоже должны быть любимы народом, потому что оказывают важные услуги. Но почему-то их всех поголовно считают барыгами. Конечно, нельзя всех мазать одним черным цветом. Ведь когда в городе гололед или непроглядная метель, городской транспорт перестает работать, и надежда только на частников.

— Чаще всего, когда вырисовывается общегосударственная проблема, винят законодателей. Ведь есть федеральный закон, который очень четко обозначил правила заключения договора с компаниями…

— На деле же все происходит не так. Жесткие нормы перевозок работают только для школьных автобусов: там и подбор водителей, и непременная диагностика транспорта. А в прочих видах общественного транспорта мы можем увидеть за рулем человека, у которого стаж нулевой. Но это одна сторона. Главная беда в том, что ликвидирована старая система государственной ответственности. Раньше все было четко и понятно: автобус, мойка, осмотр механиком, в общем, жесткий контроль. Сейчас всю эту систему городского транспорта опустили ниже плинтуса, наводнили штат перевозчиков кем попало со стороны. Своих обучать нет ни времени, ни желания.

— Но ведь частные перевозчики – это люди бизнеса. Разве на них с самого начала не распространяются государственные льготы?

— Вроде субсидии предусмотрены, на деле – пойди их получи… Главный критерий здесь — стаж. Если начинающий водитель всего пару лет за рулем — никто ему денег не даст. Сегодня мне поручено возглавить некоммерческое партнерство перевозчиков. Я надеюсь, что в тесном общении с ними мы сможем начать решать многие их проблемы, главная из которых – переход общественного транспорта на газовое топливо. Да вот беда – строить заправочную станцию можно только в месте, где проходит провод. Как видите, проблем ворох. А что касается уровня ответственности, то, к сожалению, слишком много полномочий забрала федеральная власть. Слушать местную они не торопятся. Со следующего года вступят в силу поправки к 44-му Федеральному закону, по которому будет изменена система торгов на перевозки. Предлагается их проведение сделать в электронной форме, где основным критерием выигрыша будет цена. Это как раз и даст доступ на городской транспорт неопытных новичков. Наши депутаты, в частности, наш комитет, с этим не согласны. Почему бы не дать возможность регионам самим выбирать удобную для них форму аукциона?

Проблемы депутата Законодательного собрания, генерального директора транспортного предприятия ООО «СТ Групп» Сослана Такаева теперь понятны. Но не надо думать, что вся его жизнь сосредоточена на автомобильных перевозках. Конечно, теперь он давно забросил картинг и борцовский ковер, но хорошо помнит историю своего имени. Отец назвал его в честь кумира Осетии по вольной борьбе, великого советского тренера Сослана Андиева. Говорят, что имя для каждого человека имеет магический смысл. Он в семье Такаева относится к его детям, а их у Сослана пятеро: Давид, Екатерина, Мария, Георгий, Анна. Все от одной-единственной жены, и имена им были даны по рождению в честь святых. Каждый из них, несомненно, интересная личность. На вопрос, почему старшего сына назвали Давидом, как и отца, который по святцам тоже носит это имя, ответ нашла в древней расшифровке. Означает оно — любимый, возлюбленный.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото из семейного архива