Калуга. Преображение. Домик Гоголя

Скромный обелиск на архивном фото появился в Калуге в 1929 году. Его установили на месте домика Гоголя — небольшого деревянного флигеля, в котором некогда останавливался великий русский писатель и драматург. Об этом говорит и надпись на старом памятнике: «Здесь стоял домик, где жил Гоголь».

Николай Васильевич наезжал в Калугу трижды — в 1849, 1850 и 1851 годах. В первый визит он увидел ее летом, а пристанище для писателя выбрала жена губернатора — Александра Осиповна Смирнова-Россет, с которой он приятельствовал долгие годы. Она поселила друга неподалеку от собственного дома — во флигеле дачи губернатора, где писатель мог спокойно работать и гулять по саду. Деревянный флигель был построен в 1826 году для тестя губернатора Оболенского, поэта и сенатора Ю. А. Нелединского-Мелецкого.

В Калуге, как пишут литературоведы, Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ», да-да, тем самым, который впоследствии сам и уничтожил. Отрывки из поэмы он читал в салоне губернаторской жены. В числе первых — и едва ли не единственных — слушателей поэмы оказались Россет, ее брат Лев Арнольди и гостивший в Калуге писатель А. Толстой. Приятная компания собиралась на дачном балконе, откуда строки разносились по окутанному тишиной саду.

В публикации члена Калужской архивной комиссии Н.П. Аврамова читаем: «Чтение это происходило на крытой веранде летнего дома, красиво уставленной оранжерейными цветами. Сама Смирнова сидела за пяльцами, тут же присутствовал и Арнольди».

С раннего утра до полудня писатель работал. Как сообщается в «Опыте исторического путеводителя…» Д.И. Малинина, «по приезде в Калугу, Гоголь занял в упомянутом флигеле три ближайшие к даче комнаты, из которых одна в два света служила приемной, другая, обращенная окнами на запад, к бору, была его рабочим кабинетом, а третья, самая маленькая, служила спальней». Площадь флигеля была небольшой, всего двенадцать на шесть квадратных метров.

К слову, обычно довольно нелюдимый, в Калуге Гоголь активно общался с самым разным людом — в поисках примет героев он встречался с калужскими лавочниками, чиновниками, книготорговцами. Но вот беда: несмотря на всю любезность гостя, чиновники под любым предлогом от общения уклонялись — боялись острого языка и пера писателя. Кому охота была появиться на страницах его сатир, став посмешищем для всей России?

Через год он на два дня возвращается в провинциальный городок и снова ищет материал для поэмы — в поисках положительного персонажа отправляется в Оптину пустынь. Редкие слушатели второй части поэмы писали, что в рукописи появлялся герой — необычный священник, походивший на одного из оптинских старцев. Известно и то, что Гоголь просил прочитать то, что написал, своего духовника — отца Матвея Константиновского. Тот текст не принял, в итоге, по совету батюшки, писатель отправляет том в огонь.

И снова возвращается в Оптину пустынь. На дворе стоит 1851 год, и Гоголь вновь просит оценить вторую часть его великой книги. В этот раз все складывается удачно, его работу поддерживают. С новым вариантом он снова знакомит и Россет, которая говорит, что новый вариант сильнее прежнего «в художественном смысле».

В 1852-м Гоголя не стало, а «его» деревянный флигель постепенно ветшал. В 1909 году, в юбилейный гоголевский год, его было решено привести в порядок. Такое решение вынесла Калужская дума. Она постановила «устроить над домиком каменный навес и поставить в самом домике бюст писателя». Однако планы не сбылись, и через два года поручения по благоустройству легли на местную ученую архивную комиссию с годовым бюджетом в 400 рублей. Та «наметила некоторый ремонт, создание Гоголевского музея», но потом планы вовсе канули в Лету.

Гоголевский флигель сгорел 30 декабря 1920 года. Однако советские власти о великом мастере не забыли.

Рядом с местом, где стоял «домик Гоголя», в 1929 году был установлен мемориальный обелиск с его бронзовым портретом, выполненный скульптором-калужанкой Екатериной Дмитриевной Никифоровой-Кирпичниковой. Поначалу его действительно поставили на место флигеля, но затем перенесли в липовую аллею парка, сохранив надпись.

А 4 сентября 2014 года барельеф сменил памятник Гоголю работы Александра Смирнова. Установлен он был по идее народного артиста РСФСР Валерия Золотухина, сыгравшего Городничего на сцене Калужской драмы. Сам артист купил уменьшенный вариант скульптуры у ее автора и подарил Калужскому музею изобразительных искусств.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Архивное фото — из фондов ГБУК КО «Калужский объединенный музей-заповедник».

Ещё по теме: