Дед Мазай, отдыхай

Стоит или нет подбирать диких животных? Зачастую калужане своей неумелой помощью оказывают зверью медвежью услугу.

В калужском центре реабилитации диких животных «Феникс» сейчас содержатся несколько десятков дикарей, среди которых немало найденышей. Нам рассказали о том, в каких случаях вмешательство человека в судьбу зверя или птицы оправданно, а в каких наносит, скорее, вред.

Подбирать в лесу животное можно только в том случае, если оно имеет ранение, ослаблено или попало в ситуацию, из которой без помощи человека не выберется. Например, упало дерево с гнездом — с птенчиками или белками, отбили у ворон, кошек, зверек пострадал от столкновения с автомобилем.

Ни в коем случае не нужно подбирать слетков любых видов. У птенцов есть родители, которые о них заботятся. Лисята, зайчата, бельчата, волчата, оленята, если случайно их нашли в лесу, скорее всего, не нуждаются в человеческой помощи. Мама где-то рядом, просто она боится нас и не подойдет к малышу до тех пор, пока мы не уйдем.

Кроме того, дикие звери могут носить различные инфекции, опасные для человека, умеют кусаться.

Руководитель калужского центра реабилитации биолог Вероника Матюшина говорила о том, что когда люди берут из природы слетков, они становятся ручными и затем годятся только для зоопарков — обратно в лес их уже не выпустишь, нужно учить птиц добывать себе еду самостоятельно.

Были и есть в центре особи, которых люди подобрали и тем продлили им жизнь. Это выпавшие из гнезда раненые аисты, лебеди. На трассе подобрали ослабленного лосенка.

Когда жалостливые сограждане приносят в дом лесное животное, сразу возникает вопрос о том, чем его кормить. По незнанию суют хищной птице орехи, хлеб, яблоки, пытаются кормить зайца капустой, а он ее не очень-то ест.

Малышей пичкают коровьим молоком (его большинство дикарей не переносит из-за высокого содержания лактозы) или детскими пюрешками и смесями, про которые прочли на форумах диванных специалистов.

Несколько дней такого кормления — и зайчонка потом будет очень тяжело выходить.

— Самим лучше никак не кормить, — советует Вероника Георгиевна, — и поскорее отдать в руки специалистов или связаться с ними и кормить под их контролем.

То же самое она говорит по поводу самостоятельного лечения зверька. По ее словам, даже ветеринар может неправильно оказать первую помощь — хороших узких специалистов по болезням диких животных в России очень мало. К тому же не все препараты для них подходят, к примеру, йод.

Следующий вопрос, который, скорее всего, появится у того, кто подобрал животное и начал его выхаживать, — возможно ли его оставить у себя? На него Матюшина отвечает категорически: нельзя, если вы не специалист, если нет условий содержания, знаний и средств на правильный корм.

Руководитель реабилитационного центра знает немало случаев, когда брались держать животинку, а затем осознавали всю сложность и начинали искать «добрые ручки». Хорошо, если вовремя находили, но чаще было уже поздно.

Тут мне тоже захотелось привести несколько доводов к тому, почему дикарей содержать в доме опрометчиво. Так, рысь в день съедает около двух килограммов мяса с костями, а живет она в среднем 25 лет. Вы готовы к тому, чтобы обеспечить симпатичной киске достойное содержание? Крошка енот, если ему не отвести в квартире клетку размером с комнату, вполне может превратить ваше жилье в ад. И, наконец, заяц, за которым закрепилось понятие слабого и беззащитного зверька, своими мощными задними лапами способен убить коршуна — и человека тоже.

Говорят, в нашем регионе в так называемых частных зоопарках и по домам проживают десятки, если не сотни диких животных. Многие из них когда-то были взяты земляками из добрых побуждений, к себе.

Веской причиной для того, чтобы не оставлять у себя и не содержать дикого зверя в квартире, частном доме, сейчас становится новый закон об ответственном обращении с животными. Со следующего года вступит в силу его положение о запрете на дикарей, и готовится список таких животных.

В «Фениксе» принимают всех диких подкидышей, в последнее время их стало больше. От лис, енотов, черепах, видимо, стали избавляться, предвидя будущие санкции. Сотрудники центра уже опасаются, что вскоре им не хватит ни рук, ни средств, а новым животным — места.

Остается надеяться на то, что центры реабилитации наконец-то заметили наверху и пытаются встроить их в новую систему обращения с животными. Калужские волонтеры около 20 лет занимаются проблемой профессионального спасения, пристройства и возвращения зверей и птиц в естественную среду обитания. Наши добровольцы со своей миссией пока справляются, но призывают земляков помнить, что дикому зверю место в лесу, а не на диване, и не лишать его лесного дома без крайней нужды.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и из архива «Феникса».

Ещё по теме: