«Калуга разрастается и без нас никуда», —

Уверенно заявляет Алексей Лазарев, монтажник железобетонных и металлических конструкций во втором поколении.

Строитель — это, наверное, самая мирная и добрая профессия. Жилые дома, школы, магазины появляются там, где есть импульс развития, где город живет и развивается. Однако слово «строитель» — общее название целого ряда профессий, связанных с возведением домов. Алексей трудится на самом первом этапе, он возводит так называемый нулевой цикл. Именно он приходит в голое, пустое поле и делает первый шаг.

Пришел на стройку Алексей Лазарев не случайно. Его отец, Виктор Борисович Лазарев, всю жизнь трудился монтажником железобетонных и металлических конструкций. «Половину области построил», — с гордостью говорит Алексей. Решение сына пойти по стопам отца понятно и закономерно, однако в детстве он не задумывался особо над этой профессией.

— В детстве я и не думал так далеко. В то советское время, школа, это были времена желаний стать летчиками-космонавтами и все такое. А потом окончил курсы строителей и оказался у отца в бригаде. Сначала просто разнорабочим. И так потихоньку, изо дня в день, из года в год. Теперь бригадиром работаю я. Сейчас я ни капельки не жалею, что стал строителем. Когда ты едешь по городу и видишь множество домов, которые строил ты, чувствуешь себя созидателем. И люди пользуются плодами твоей работы, я горжусь этим.

Алексей Лазарев пришел на стройплощадку в 90-м году прошлого столетия. За прошедшие почти тридцать лет он построил десятки домов.

— Первый мой объект — это школа в Калуге на Силикатном. В те перестроечные годы не бросил, не пошел торговать. Когда стройка работает, когда она живая, когда никто не мешает работать — это нормальные деньги, и не нужно никуда уходить.

Мне 44 года, и я отлично себя чувствую, потому что работаю на воздухе, на природе. К этому привыкаешь.

Мороз, он поначалу мороз, а потом нормально работается при минусовых температурах. Бодрит даже. К тому же если у тебя лежит душа к этой работе, температура за окном и погодные неурядицы отходят на второй план.

Когда ты понимаешь, что ты делаешь, знаешь, как это должно быть, и видишь потом результат своего труда, сложностей практически не бывает. Трудно, когда нет монтажа, когда ты не работаешь с проектом. Есть, конечно, неинтересные мелкие работы. Ты приезжаешь на объект, ты же не приступаешь сразу к монтажу. Сначала забор нужно поставить, местность благоустроить, подъезды к объекту сделать. И только потом уже стройка.

Работает Алексей в небольшой калужской строительной фирме «Казьминстройинвест». Компания спокойно десятилетиями строит дома. От одного к другому. По словам бригадира монтажников, за последние годы не было случая, чтоб не уложились в сроки или задержали зарплату. «Мы добросовестные строители», — уверенно говорит Алексей. И сразу же добавляет о наболевшем.

— Раньше деньги от покупателей квартир шли напрямую застройщику, и тот на них работал и жил. Сейчас деньги дольщиков хранятся в банках. Из-за недобросовестных застройщиков страдают небольшие фирмы, которые честно работали и работают сейчас. Нынче приходится жить лишь сегодняшним днем. Что будет завтра, неизвестно. Нет ясности.

Я считаю, что это не совсем продуманное решение, по сути, лоббируются интересы тех же банков, которые занимаются со строителями и дольщиками. Они же сейчас имеют двойную прибыль: дают и кредит застройщику, и ипотеку людям. А нас этот закон давит.

Скорее всего, Алексей прав. Без сомнения, новый закон защищает права дольщиков, но нельзя же все строительные организации априори считать жуликами, которым необходима эта мера. Привыкли мы грести всех под одну гребенку. Однако «Казьминстройинвест» работает. Как и прежде, обстоятельно и надежно. Приступили сейчас к строительству многоэтажного дома в районе Швейцарской деревни. В бригаде, которой руководит Алексей, трудятся полтора десятка рабочих. Люди разные, и к каждому нужен свой подход.

— Если не смотреть на бригаду как на однородную толпу, но видеть каждого, проблем никаких обычно не возникает. У нас работают молодые парни, которые до армии приходили к нам на практику и после службы вернулись к нам. Я уверен, тот, кто реально профессионал, у него и нутро хорошее. А те, кто приходит и начинает филонить, у нас не задерживаются, их увольняют.

Как-то раз отец мне сказал: «Мужчина не должен быть «быком». Он должен постоянно расти, совершенствоваться». Человек приходит на стройку и не понимает здесь ничего. Он либо начинает работать, учиться у своих напарников, коллег, либо с утра становится на лопату, и он может на ней простоять целый день, если ты ему не скажешь пару ласковых.

Для того чтобы реально поднять престиж профессии строителя, нужно больше рассказывать о ней, считает Алексей Лазарев.

— Молодежь не идет на стройку, потому что мало знает о нас, о том, чем мы занимаемся реально, как работаем. К тому же сейчас есть строительные организации, где отношение к рабочим далеко от совершенства. С поиском работодателя в нашей сфере очень непросто: повезет — не повезет. У меня все сложилось очень хорошо. А уж такого прораба, как наш Евгений Константинович, поискать еще надо. Я раньше никогда не сталкивался с таким отношением к рабочему человеку. Ведь, чего греха таить, бывает, что начальник смотрит на тебя, мол, «ты никто и звать тебя никак», а у нас он всегда готов помочь, решить что-то, ответить, если вопросы какие-то. В общем, повезло мне и ребятам, которые со мной работают.

Сын Алексея Кирилл на днях ушел в армию. Пока он выбрал для себя аграрно-техническое направление, но кто знает, быть может, после службы он изменит решение и придет к отцу в бригаду. По крайней мере, такого развития событий Алексей Лазарев не исключает. Он любит свою профессию, а любовь, как известно, и горы сдвигает.

— Строитель — это не тупиковая профессия. Она была, есть и будет. Без нас город не сможет жить. Калуга разрастается, и без нас никуда. Сейчас, пока живет моя организация и я устойчиво стою на ногах, я считаю себя самодостаточным человеком.

Фото автора.