«Кто там шагает правой»?

«Кто там шагает правой?Левой! Левой! Левой!» Строки из стихотворения Маяковского точно подходят к экстремально дорогой выставке «Авангардные направления русского и советского искусства начала XX века» в Калужском музее изобразительных искусств.

Революционные течения живописи и графики покорят и ценителей искусства, и коллекционеров долларов. Ведь их стоимость — космическая. Парадокс — работы контрмещан, бессребреников истеблишмент стремится повесить на стену, не считаясь ни с какими расходами. Артефакты из нашего и Тульского музеев особенно ценны тем, что они, совершенно точно, — подлинники, их история известна по дням.

На выставке представлено более тридцати произведений всего спектра авангардных направлений. Постимпрессионизм, кубизм, супрематизм, фовизм, примитивизм показаны работами Виноградова, Григорьева, Крымова, Лентулова, Моргунова, Осмеркина, Рождественского, Сарьяна, Тырсы, Тышлера, Школьника, Якулова и других мятежных художников.

Искусствовед Сергей Бирюков писал: «Русский авангард мне представляется более фундаментальным, глобальным, мессианским. Европейский в разных странах разный, но в целом более технологичный». То есть наших интересовало не «как», а «что», по словам поэта, «во всем мне хочется дойти до самой сути».

В экспозиции блистает отсутствием один из крупнейших мастеров авангарда, любимый ученик пророка супрематизма, Казимира Малевича, Николай Суетин. А родился он, между прочим, на станции Мятлево, учился в Калуге! Мы непременно расскажем об этом уникальном творце, художественном руководителе Ломоносовского фарфорового завода.

У соседей, в Брянске, родился авангардист Наум Габо. Скульптору посвящен проходящий там международный фестиваль, хотя подлинниками художника местный музей тоже, конечно, не обладает. Пример завидный!

Одно из основных направлений авангарда — абстракционизм. В отличие от традиционного искусства он не подражает реальности. Объект абстрактного искусства — цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900-х годов.

Что же такое авангард? В 1885 году французский критик Теодор Дюре использовал это слово в художественной критике. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сефору, который впервые назвал так русское искусство начала XX века. Затертое в самых неожиданных употреблениях понятие «космизм» означает также и ветвь авангарда.

Весной 1915 года, после выставки картин левых течений в Петрограде, термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. К 1919-му он поменял свое значение: теперь так называли беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образовали группировку вокруг журнала «Леф».

Но потом надолго подули совсем иные ветры, и всяким там «формалистам» «перекрыли кислород».

Сенсацией стала выставка «Авангард в России» из коллекции Георгия Костаки в 1981 — 1982 годах в нью-йоркском музее Гуггенхайма. Фактически именно она открыла Западу русский авангард.

Аукцион «Русский авангард и советское современное искусство» стал в 1988 году сенсацией. По словам главы «Сотбис. Россия» Михаила Каменского, «это была революция в умах, а не в деньгах». Десятки знаменитых коллекционеров, среди которых блистали Элтон Джон и Дэвид Боуи, съехались в Москву, желая приобрести шедевры.

Прибыль от аукциона превысила ожидаемую в четыре раза и составила более двух миллионов фунтов стерлингов! На родине же эти полотна оценивались в тысячах рублей. Так андеграудное искусство стало официальным и вошло в контекст международного художественного рынка.

Самым дорогим произведением была живописная работа Александра Родченко «Линия» (1920), проданная за 330 000 фунтов. Живопись Родченко часто подделывали, а на аукционе 1988 года все работы были представлены потомками художников, что сводило вероятность обмана к минимуму.

В 2016 году живописная абстракция Родченко на аукционе русского искусства «Сотбис» уже стоила 3,6 миллиона фунтов.

Спрос рождает предложение. Британский арт-дилер Джеймс Баттеруик сетует, что «если говорить об искусстве начала ХХ века, то на западном рынке, я думаю, 99,9 процента представленных вещей являются подлинными, на русском рынке где-то 95 процентов вещей являются подделками. Малевич, если он настоящий, стоит 80 миллионов долларов, и если вы купили его за миллион — это фальшивка».

Но все это — проблемы торговцев. Любители же искусства всего мира дивились свободным взлетам духа творцов на крупнейших выставках «Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде XX века» (Кельн, 1999), «Амазонки авангарда» (Нью-Йорк — Москва, 1999 — 2000), «Революция в живописи. Кандинский, Малевич и русский авангард» (США, 2000 — 2001), «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам — Бонн — Лондон, 2013 — 2014)…

У калужского зрителя есть редкая возможность у себя дома разобраться с направлениями революционного искусства до 17 ноября.

Фото автора.

Еще по теме: