Должен быть стимул копаться в мусоре

Чтобы мусорная реформа не буксовала, разделение отходов надо поощрять как среди граждан, так и предприятий.

С 1 января этого года в стране вступил в силу закон о раздельном сборе отходов, который тут же окрестили мусорной реформой.

Несмотря на предпринимаемые усилия — установку контейнеров для сухих и мокрых фракций, для сбора пластика, появление региональных экологических операторов и прочее, — нововведение не находит откровенного отклика среди граждан. Похоже, для того, чтобы мусорная реформа не буксовала, надо не только уповать на экологическую сознательность людей и их просвещение, но уже сейчас вводить стимулирующие меры для разделения мусора. Причем и для жителей, и для предприятий.

Как показывают различные опросы, большинство жителей российских городов без энтузиазма относятся к идее сортировки ТКО. Даже тем, кто гипотетически готов разделять (а таких пока меньше трети), чего-то не хватает: например, контейнеров, расположенных именно в шаговой доступности от дома, или понимания того, почему отсортированные отходы все равно в итоге увозит один мусоровоз. Но главное, пожалуй, учитывая русский менталитет, не хватает нам кнута и пряника. То есть, с одной стороны — жесткого контроля за нарушителями заведенного порядка, а с другой — поощрения тех, кто блюдет недавно появившиеся правила. В обоих случаях, думается, ситуацию можно выправить на региональном законодательном уровне.

Научить калужан сортировать мусор можно. Тем более у многих еще остались в память времена сбора макулатуры и картона пионерскими отрядами и тимуровцами. То есть, по сути, надо просто вспомнить. Точно так же можно реанимировать в памяти сбор стеклотары.

Другой вопрос, что в том же Советском Союзе за сданные бутылки и газеты можно было получить копеечку или возможность купить редкие книги, да и пункты приема той же стеклотары встречались куда чаще, чем сейчас. Иными словами, возможность получить деньги за сдачу вторсырья, причем в непосредственной близости от дома, могла бы подвигнуть калужан собирать отдельно не только пластик, но и стекло, бумагу, а затем — одежду и лом.

Но проблема в том, что прием вторсырья сегодня — это частный бизнес, поэтому влиять на него государственным мужам не с руки. А вот подумать над тем, как заинтересовать владельцев пунктов приема вторсырья открывать новые точки, ничто не мешает. Впрочем, в данной ситуации нельзя не учитывать закон бизнеса, что именно спрос рождает предложение. И здесь самое время поразмышлять, а как же все-таки заставить людей копаться в своем мусоре, а не бездумно складывать все в один пакет.

Можно подглядеть опыт передовых стран, где разделение отходов стало нормой жизни. Понятно, что экологическая культура и там формировалась десятилетиями — нескольким поколениям систематически объясняли, зачем это нужно делать и, главное, как. Однако с учетом наработанного опыта европейских стран можно ведь и перескочить пару этапов экологической эволюции. К примеру, ввести разные тарифы по сбору ТКО для населения. В Старом Свете, если не хочешь сортировать мусор дома, платишь по повышенному тарифу порядка 300 евро с домовладения и сваливаешь все в один бак. За эти деньги специально обученные люди сделают за тебя всю работу. Если сортируешь мусор правильно, экономишь. Наверное, немало калужан после введения дифференцированных тарифов будут уже не прочь разделять отходы на мокрые и сухие.

Однако как контролировать тех, кто заявляет, что сортирует мусор, а сам все складирует в один бак? Ведь на пакете не написано, из какой квартиры его вынесли, а так называемая гражданская ответственность, когда в той же Европе сосед смело заявит на соседа, нарушившего закон, у нас не развита.

Думается, в этом вопросе помогут видеокамеры. Они будут не только следить за потенциальными нарушителями, но и контролировать наполняемость баков, что станет подспорьем для экологического оператора. А если вывести трансляцию в режим общедоступности, это и сам процесс сбора отходов сделает прозрачнее, и поможет людей убедить, что вывоз мусора контролируется, следовательно, их усилия по разделению не напрасны.

В конце концов, мусор — это, говорят, вполне прибыльный бизнес, если его освоить. И установку камер видеонаблюдения на контейнерных площадках могли бы спонсировать те предприятия, кто затем получит прибыль на рециклинге.

К слову о предприятиях. Они не меньше обычных граждан нуждаются в поощрении раздельного сбора отходов. И на уровне региона вполне посильно законодательно ввести для них субсидии и налоговые льготы или льготы на уплату экологического сбора.

Справедливо заметить, что на государственном уровне сейчас появляются разные инициативы по стимулированию граждан к сортировке мусора. Недавно Министерство транспорта РФ предложило на платформах железной дороги устанавливать фандоматы (устройства для приема используемой тары), в которые можно будет сдавать пластиковые и стеклянные бутылки, а также алюминиевые банки. Минпромторг работает над предложением со следующего года принимать используемую упаковку в магазинах.

Можно, конечно, дождаться окончательного решения по этим инициативам или каким-то иным, а можно и выступить в авангарде. В структуре Законодательного собрания Калужской области действуют аж две комиссии, в полномочиях которых рассмотреть разные варианты по продвижению мусорной реформы в нашем регионе. Это комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству и комиссия по экологии и транспорту.

Было бы резонно на их совместное заседание пригласить эковолонтеров, представителей Калужского регионального экологического оператора, работников других заинтересованных ведомств и организаций, общественность и сообща, на этаком «экологическом баттле», попытаться все-таки разобраться, почему калужане пока не хотят разделять мусор и что сделать, чтобы захотели.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: