Сохранить нелегко, разрушить проще

Как-то летела в Европу, и рядом со мной оказался писатель-серб, сносно говорящий по-русски. Было очень приятно то, что он знает город Калугу. Но не потому, что там жил и творил К. Циолковский. Ему запомнилось то, что летом в жару горожанки ходят без шляп — такие тенистые улицы, такой уютный старинный городок. Интересно, что бы он сейчас сказал про обновленный областной центр, в котором несколько лет назад прошел масштабный «лесоповал» — были уничтожены роскошные липы, клены, ясени.

Но не только об этом шла речь на состоявшемся недавно круглом столе на тему «Калуга. Строя новое, не потерять историческое». Одно то, что в зале не было свободного места, доказывает актуальность поднятой проблемы. И появилась она не сегодня и не вчера — коренные калужане, краеведы, представители общественности давно с болью наблюдают выросшие как из-под земли многоэтажки, затмившие собой старые деревянные домишки.

Интересным и очень подробным было выступление известного краеведа Николая Брокмиллера. На вопрос, что мы теряем, застраивая на современный лад город, он ответил категорично: «Уже потеряли». Привел в пример выросшую среди деревянных домов прошлого века на улице Воронина высотку. Что с этой «свечкой» теперь делать?! И таких примеров по Калуге немало. Выходит, что на все эти безобразия застройщики получали разрешение архитектурного совета.

Конечно, реанимировать старый город уже не получится. Но хотя бы законодательно положить конец пресловутой точечной застройке на старых улицах города. Но ведь прежде чем принять решение сохранить ветхий дом, нужно провести капитальный ремонт, а значит, нужны средства.

В любом случае решение должно быть принято, иначе мы рискуем потерять улицы: Театральную, Воскресенскую, Дарвина, Достоевского, Воробьевку с набережной и некогда пароходными гудками. Останутся для потомков только фотоснимки старых уголков города, все задавит убогая урбанизация.

Тема Березуйского оврага уже становится некой недосягаемой мечтой для калужан. Сегодня это далеко не образец ландшафного памятника, а более смахивает на джунгли. Сколько на протяжении лет звучало предложений, сколько рассматривалось оригинальных проектов. На сегодняшний день все свелось только к спиливанию деревьев с восточной стороны оврага, что обнажило безобразный вид останков Давингофских бань.

Руководитель рабочей группы по сохранению исторической памяти Виталий Бессонов сосредоточился на технологиях городской застройки. Привел пример былых времен, когда эта система была строго регламентирована: если в районе города исключительно деревянные дома — каменным там делать нечего. И наоборот.

А потом настало время бесконечных вольниц, которые следуют неизвестно каким архитектурным принципам. Снова — о законодательстве, которое либо пробуксовывает, либо попросту равнодушно к застроечной проблеме. Остается надеяться, что в градостроительный регламент оперативно будут внесены нужные поправки, исчезнут туманности, а заодно и ограничены вольности собственников.

Интересным было выступление издателя Валентины Фридгельм. Она поведала судьбу одного старинного дома, который находится как раз на краю Березуйского оврага. Его хозяин Юрий Смирнов сумел сохранить не только само строение, но и интерьер квартиры, и образцы старой мебели. Этот дом должен жить, а если опять же вернуться к бесчисленным разрешениям застройщиков, что уродуют облик Калуги, так здесь яркий пример возведенного вблизи оврага здания КНИИТМУ.

Кстати, на его месте некогда стоял дом Петра Птицына, того самого, что возил кирпич для строительства Каменного моста. До начала его аляповатой реставрации на кирпичной кладке можно было отчетливо рассмотреть буквы «П.П.». Но маляры все это тщательно замазали, точно это был не памятник культуры, а домовая печь.

Главный архитектор города Алексей Комов разбавил мрачный тон предыдущих выступлений, отметив намерение своих коллег повернуться лицом к проблеме строительных нарушений. Тому доказательством было обследование улицы Театральной в присутствии главы региона, мэра Калуги и ответственных лиц управы.

В рамках структуры городской архитектуры создан специальный отдел, сердцевиной которого будет охрана памятников старины. Это приоритетная задача архитектурного сообщества, и работа должна проходить непременно в рамках закона, с учетом мнения краеведов и общественности города.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: