Мурал на постном масле

Огромная глухая стена дома № 11 по улице Гагарина пережила всякое. Шикарная плоскость привлекала внимание рекламодателей, не дает она покоя и градоначальникам. Чего только на нее не вешали — и логотип иностранной фирмы напитков, и фотографии Юрия Гагарина.

На этот раз на многострадальную кирпичную стену с подачи доселе неизвестной подавляющему большинству калужан молодой художницы, решили разукрасить веселеньким Юрием Алексеевичем. Подавалось сие «блюдо», естественно, как прогрессивное современное искусство, которое, по мнению автора этого художества, не понять сирым и убогим, ретроградам. То есть тем, кто возмутился этой идеей.

Мурал — это крупное изображение, нанесенное обычно на стены зданий, продукт стрит-арта. Собственно, как в ветви живописного искусства ничего плохого в нем нет. Как нет ничего плохого в том, что городские власти решили объявить конкурс на заполнение этим самым муралом стены здания по Гагарина, 11. Дьявол, как обычно, в нюансах.

Победителем конкурса объявлена Виктория Вейсбрут с Гагариным в разрисованном яркими красками скафандре. Быть может, картинка эта и пригодна для очередной персональной выставки художницы и тату-мастера в Калужском ИКЦ. «Я так вижу» — эта фраза священна для представителей ее профессии. Более того, листая портфолио художницы, можно увидеть очень любопытные картины. Для вернисажей современного искусства. Однако место, где предполагается повесить бомбически зажигательного Гагарина, явно не для изысков искателей современных смыслов. По крайней мере, такого масштаба, как представленный эскиз.

После взрыва возмущения в соцсетях художница, видимо, по неопытности и молодости, вдруг решила обидеться и обвинить всех, кому не понравилась ее картинка, в убогости и замшелости.

«Меня представили городскому совету. А затем выложили информацию в сеть, где разгорелся жуткий скандал с хамством и нецензурной бранью… Я всегда думала, что мешают творчеству чиновники, но, оказалось, нет.

Чиновники находятся во власти неграмотных, необразованных, вечно недовольных и не готовых (на самом деле, как бы они ни кричали обратное) к переменам жителей. Все сегодня умеют писать и читать. Но мало кто понимает, что он прочитал, и мало кто соображает, что он пишет. Город дал заднюю. Городская власть хоть и образованна, но не властвует. Эскиз отклонен, и так будет со всем новым. Мы никогда не догоним Запад, увы», — заявила она в интернете.

Уточним, нецензурная брань — это, скорее, из области желаемого, а не действительного. А вот фраза «мы никогда не догоним Запад» меня несколько озадачила. Простите, а зачем нам кого-то догонять? Тем более Запад. К тому же погоня, о которой пишет уважаемая художница, приведет лишь к поверхностному копированию того, что на этом Западе происходило несколько лет назад. А вот выдавать за «современное искусство» идеи, высказанные русскими футуристами, кубистами и прочими -истами сто лет назад, прямо скажем, немного неприлично.

«Синергия опыта и молодости», — как охарактеризовал работу главный архитектор Калуги Алексей Комов, может, и присутствует, однако, уважаемый архитектор, видимо, мало знаком с городом, который ему доверили. У Калуги свои история и традиции. И они не имеют ничего общего ни с утверждениями защитников этого мурала о «замшелости» и «болоте» тех, кто выступил против, ни собственно к самому эскизу.

При чем тут Юрий Алексеевич? Да, исторически мы привыкли к фразе «колыбель космонавтики». Но, во-первых, она относится, скорее, к Константину Циолковскому, нежели к Юрию Гагарину, а во-вторых, даже если Гагарин, то зачем его «пихать» во все возможные места, да еще в таком непотребном виде?

Уважаемый Алексей Комов, вы готовы прийти на совещание, скажем, к губернатору в индейском головном уборе из цветных перьев и веселенько раскрашенной набедренной повязке? Или, к примеру, можно предложить Виктории Вейсбрут разукрасить таким же образом фотографию своего деда с орденами и выйти с этим «современным» портретом на шествие «Бессмертного полка». Уважаемые, зачем вы ставите в неловкое положение целый город?

Ну, не ради же выстраивания теплой и нежной дружбы с «одним из финских производителей красок»? Хотя вызывает сомнения этот факт. На первом показе своего творчества Алексей Комов в «красном углу» своей художественной скамейки прикрутил табличку с названием этой фирмы. Виктория Вейсбрут на совещании в городской управе тоже упомянула «краску от известного финского производителя».

Более того, если посмотреть на историю этого конкурса, то волей-неволей возникают сомнения — а не дурачат ли эти люди горожан? Ну, посудите сами, летом на странице Виктории Вейсбрут появляется картинка весело разрисованной статуи Свободы с черно-белым фотографическим лицом. Пару месяцев спустя, в сентябре, художница предложила три варианта мурала на Гагарина, 11. На одном из них статуя Свободы заменена портретом Гагарина.

Однако, видимо, просто так отдать заказ было не комильфо, поэтому городские власти решили сделать видимость «участия общественности». Почему я считаю, что лишь видимость? Поясню. Конкурс был объявлен в первых числах октября. Заявки принимались до 8 октября. Фактически все необходимые нормы соблюдены: объявление было, условия указаны.

Но, скажите на милость, кто в состоянии за неделю придумать и нарисовать художественный объект такого масштаба? К тому же собственно конкурс, мягко говоря, не особо афишировался. И в результате вот какое совпадение, выиграла его и, соответственно, получила заказ все та же Виктория Вейсбрут с тем же радужным Гагариным.

Простите, нас, калужан, городская управа и главный архитектор держат за идиотов, как сказали бы в Одессе? Но мы живем не в Одессе. Мы живем в Калуге, и нам совсем не безразлично, что увидят гости, приезжающие в наш город.

После скандала власти, как образно высказалась художница, «дали заднюю». Картинка с разукрашенным Гагариным отложена. Городские власти решили провести новый конкурс.

Действительно, ведь сегодня самая главная задача в архитектуре областного центра — чем залепить кирпичную стену на здании. Архиважная задача.

Фото пресс-службы Калужской управы.

Еще по теме: