Атака на серость с баллончиком краски

Недавно произошедшая ситуация вокруг одной предлагаемой «картинки на фасаде» заставила попристальней посмотреть на разные граффити на калужских улицах, на те изображения, которые то тут то там появляются на заборах, фасадах, трансформаторных будках и прочих городских «холстах».

Граффити как один из вариантов стрит-арта жителям городов Калужской области знаком уже много лет. Но за эти годы граффити, на мой взгляд, постепенно эволюционирует из хулиганства с баллончиком краски именно в уличное искусство и уже активно используется властью и бизнес-сообществом для разных целей. Вспомнить хотя бы рисунки на опорных плитах внизу склона Центрального парка культуры и отдыха в Калуге. Они впервые появились в 2017-м, ко Дню города, по заказу городской управы и были некой ретроспективой истории развития областного центра.

Желание молодежи разрисовывать стены используют общественные организации и движения, устраивая акции и фестивали. Как пример можно привести патриотические граффити в Козельске, Людинове и Калуге, которые появились на фасадах домов под эгидой регионального отделения ОНФ ко Дню Победы. Или фестиваль «За здоровый образ жизни», который регулярно устраивается в областном центре. Подростки расписывают рисунками-агитками специально «отобранные» заборы, а не пачкают стены, где захочется.

Приглашают тех, кто работает в жанре граффити, и представители калужского бизнеса. На территории одного из отелей серый забор превратили в цветущий сад, и постояльцы гостиницы нередко выбирали его местом для селфи. Появился по заказу строителей огромный рисунок на фасаде одного из домов в жилом квартале на Правобережье. Есть примеры сотрудничества уличных художников с бизнесом и в других городах Калужской области.

Однако, как не трудно догадаться, предприниматели приглашают за свои деньги раскрашивать стены уже признанных райтеров или команды художников из студий. Тем, кто пока оттачивает свое мастерство в граффити, приходится довольствоваться дворами в спальных районах. И, как правило, такие рисунки быстро исчезают — их закрашивают работники управляющих компаний и прочих структур ЖКХ, воспринимая как вандализм, порчу имущества.

Впрочем, не всегда понимают художников и власти. Вспомним пример с Боровском. Рисунки на стенах домов Владимира Овчинникова уже давно воспринимаются как городская достопримечательность Боровска, на них приезжают посмотреть туристы из разных городов и стран. Однако это не мешает местным властям периодически вступать в конфронтацию с автором фресок и пускать творчество Владимира Овчинникова под валики с однотонной краской.

Рисунки на городских стенах и заборах иногда действительно бывают сомнительны, но вряд ли к таковым можно отнести те, что создает Овчинников. Хотя некое противостояние власти присутствует и в них.

Однако сама история возникновения стрит-арта и граффити — это изначально история протеста. И современные калужские продолжатели и подражатели Бэнкси тоже, возможно, пытаются своими рисунками выразить несогласие или свое отношение к окружающей действительности.

Против чего протестуют те, кто раскрашивает стены?.. Возможно, они и сами не готовы внятно ответить на этот вопрос. Вероятно, против серости мыслей обывателей. О чем-то подобном, кстати, говорит и художница, чей мурал пока не появится на фасаде дома на улице Гагарина в Калуге. Дескать, калужане привыкли жить так, как живут, и к переменам не готовы, написала обиженная автор эскиза на своей странице в соцсети после того, как большинство горожан обрушились с критикой на ее работу.

Возможно, это протест против серости домов и улиц, их безликости в абсолютном большинстве, особенно тех, что далеко от исторического центра. Действительно, в той же Калуге к некоторым микрорайонам едешь через промзоны и за время пути вдоволь успеваешь насмотреться на ржавые трубы и гаражи, на бетонные стены зданий цехов и корпусов, на давно заляпанные рекламными листовками заборы, которые уже успели растерять цвет и смысл под дождями и ветрами.

Можно предположить, что баллончик с краской в руках юного художника, выводящего свой рисунок, — это еще и желание «пометить город» как свой, и, наоборот, заявить о принадлежности себя к этому городу, попытка хоть что-то изменить в нем собственными усилиями, на которые способен именно сейчас, а не завтра, когда заматереет.

Еще чуть-чуть, и в нашу жизнь придет серость. Небо словно потяжелеет, и будет казаться, что оно давит на голову. Уныло заморосит дождь, смывая последние яркие краски уходящей осени. В мыслях то и дело будет возникать перефраз стихотворения Пастернака: «Ноябрь. Достать чернил и плакать…». Но кто-то хандрить не станет, а возьмет баллончики и отправится раскрашивать город в свои любимые краски.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: