Стукач или гражданин?

Предложение депутата Законодательного собрания Ленинградской области Владимира Петрова, прямо скажем, весьма спорное. Особенно учитывая исторический опыт доносов и менталитет русского человека.

Настучать на соседа, который любит ночами баловаться с дрелью, — это одно, сообщить о незнакомом человеке, наехавшем колесом на сплошную, — совсем другое. Желание депутатского корпуса привлечь граждан к искоренению нарушителей на автодорогах страны — дело понятное. Однако способ, который предлагает народный избранник, не совсем адекватный.

Москвичи помнят еще летучие отряды пенсионеров с дешевыми смартфонами, которые сутками колесили по дворам, фотографируя неправильно припаркованные автомобили. Программа «Помощник Москвы» вылилась в способ «срубить бабла по-быстрому». Были случаи, когда на одну машину приходило несколько заявлений и, соответственно, несколько штрафов. Усмирить активных граждан удалось лишь после уточнения: теперь их снимки нарушений рассматриваются в обычном режиме с приглашением того, кто зафиксировал, и того, кто нарушил, в органы и составлением кучи всяких протоколов.

На сайты ГИБДД, в том числе и в Калужской области, поступают сообщения о нерадивых автомобилистах. Эти жалобы рассматриваются в четко прописанных инструкциях. Недовольство хамами и лихачами сейчас активно выливается и в соцсети. Интересно, что там, в комментариях, мнения делятся на тех, кто полностью оправдывает добровольных помощников ГИБДД, и тех, кто откровенно называет их стукачами.

Любопытна и еще одна возможная правовая коллизия. С 1 июля 2015 года статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации введена уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. То есть, к примеру, пьяных водителей, повторно задержанных за рулем в нетрезвом виде в течение года, будут отправлять в колонию. Уголовная ответственность возникает за совершенное преступление.

Между тем в Уголовном кодексе есть статья за несообщение в органы власти о преступлении. Вполне себе реальная статья, по которой можно отправиться на год в колонию. Представляете ситуацию, вы сидите на кухне, выпиваете с соседом. Потом он встает, идет на улицу, садится за руль и уезжает.

По идее, если вы тут же не позвоните в правоохранительные органы, теоретически можете оказаться за решеткой. Это вполне реально, если в перечень статей УК, подпадающих под эту коллизию, добавят 264.1.

Страх присесть на нары плюс возможность легко подзаработать, предложенная депутатом Петровым, — это настоящий гремучий коктейль, который легко обрушит любой сайт правоохранительных органов. Желающих оставить свое заявление наверняка будет хоть отбавляй. И в этом вале реально опасных для жизни нарушителей будет практически невозможно вычислить. Неужели депутат настолько недалек в своих размышлениях о возможных последствиях своего предложения?

С другой стороны, как быть тем, кто реально старается сделать дороги безопасными? Где та грань, отделяющая стукача от гражданина? Комментарии в социальных сетях под сообщениями с видео или фото о лихачах или тех, кто не там припарковался, наглядно показывают — мы не готовы еще примерить на себя лекала западного мышления. И уж предложение давать денежку за «сигнал» явно не приблизит нас к пониманию собственной реальной ответственности за то, что происходит на автодорогах России.

Еще по теме: