«Мне дали в руки пистолет и сказали: «Вперёд!»

Четверть века Ирина Бондарчук работает непосредственно над головами театральных зрителей, однако ее саму театралы никогда не увидят.

1pm

Аплодисменты, цветы и улыбки обычно собирают актеры и режиссеры. Это им достаются все лавры. Многие знают, что в театре бок о бок с ними работают представители самых разных профессий, но мало кто может представить объем работы этой невидимой зрителю армии.

Театр вообще сродни универсальному заводу — есть в нем и швейное производство, мебельная и обувная фабрики, работают здесь и ювелиры, и люди с экзотической профессией бутафор. Отдельный сегмент производственного процесса — художники-декораторы. Для них главная радость — когда аплодисменты звучат при открытии занавеса. Когда зритель замирает от восхищения увиденным оформлением сцены.

Прямо над зрительным залом, практически под крышей, расположен декорационный цех театра. Огромное пространство, где каждый день трудятся художники-декораторы. Возглавляет этот маленький коллектив Ирина Бондарчук.

— Я пришла в театр еще в прошлом веке, в начале 90-х. До этого 10 лет отработала на заводе. Мой знакомый, Антон Ляпичев, сегодня известный художник, спровоцировал меня на этот шаг. В театре тогда искали художника-декоратора. Я пришла и вот четверть века тут работаю.

Сначала меня взяли просто декоратором, а сейчас я начальник декорационного цеха. Когда я сюда шла, то вообще не понимала, как тут будет. Это для меня совершенно было новое. Я никогда не работала «пистолетом» (специальное приспособление для распыления краски на большие плоскости. — Прим. ред.), компрессора никогда не видела. Оформитель на заводе и декоратор в театре — это две совершенно разные профессии. Поразило сразу то, что мы только-только пришли, а на выпуске был спектакль «Не верь глазам своим», и нам дали в руки «пистолеты» и сказали: «вот». Вот вам декорация, вот вам эскизы — завтра чтобы было все готово.

Работа художника-декоратора, без сомнения, творческая, однако она имеет свою специфику. Привыкнуть к огромным размерам не всякому под силу. Я всегда восхищался огромным полотнам задника — это полотно, закрывающее сцену сзади и с боков, — как можно создать нужную атмосферу, а порой и камерность постановки на таких огромных полотнах? Для Ирины это — ежедневная работа.

s6mq

— Расписывать приходится очень большие плоскости, декорации у нас бывают огромные, цех наш 14 на 16 квадратных метров. Часто задники приходится расписывать в несколько заходов — места в цехе не хватает. Я люблю большие объемы. Бывает, на второй этаж приходится подниматься, чтобы охватить взглядом все полотно, которое расписываешь. Хотя я, например, лучше вижу большие пространства, нежели маленькие. Мы всегда ставим себя на место зрителя, чтобы понять, как это будет смотреться со сцены.

А еще, без сомнения, красота, которую видит зритель, невозможна без особого понимания между постановщиком и художником-декоратором.

— Художники разные, и они всегда предлагают свои варианты видения, а мы должны понять их и подстроиться под их способ мышления, придумать, как это сделать. У меня творческая профессия. Нельзя воспринимать нашу работу как рутинную. Мы не маляры (при всем уважении к этой профессии). Мы, по сути, соавторы спектакля. Одно дело принести эскиз на бумажке формата А4 и другое — вывести его на плоскости в 210 квадратных метров. Это реально сложно.

Соавторство ни в коем случае не подразумевает «художник-постановщик сказал — мы сделали». Мы работаем командой. Кстати, я не помню ни одного случая, когда постановщики нам не доверяли. У нас один из главных советчиков даже не постановщик спектакля, а директор театра. У него огромнейший опыт. Я, по большому счету, у него и училась с первых шагов.

luv

Коллектив декорационного цеха маленький. Работает в нем несколько человек. В таких условиях начальник не сидит в кабинете, он непосредственный участник всего процесса создания художественного обрамления спектакля.

— Я «играющий тренер». Работаю наравне со своими подчиненными. Со мной рядом трудится дочь Ксения. Пошла по стопам мамы. Династия вырисовывается. И муж мой тоже работает в театре. Так что у нас театральная семья. Семейный подряд. Работу приносим домой, дом приносим на работу. Мы всегда вместе. Иногда это, конечно, напрягает, но очень редко. Мы дружная семья. Делаем одно дело.

Дочь Ирины Ксения, помимо работы, делает прекрасные объемные картины (на снимке). Впрочем, когда наступает предпремьерная суета, художникам-декораторам уже не до собственных проектов.

— Самая запарка происходит перед премьерой. Хотя сейчас у нас очень хорошо поставлена организация работы. Мы стараемся за 10 дней до премьеры всю декорацию дать на сцену, чтобы актеры смогли поработать в полной атмосфере будущего спектакля. Особняком, конечно, стоят сказки. Новогодние особенно. Они всегда масштабные, сложные для нас. Но все равно в срок поднимается на задней стене цеха огромная задвижка, и наша расписанная декорация, кулисы, задник опускаются прямо на сцену.

На вопрос, довольна ли она своей жизнью, Ирина, не задумываясь, отвечает: «Я счастлива. Я не думала, что буду так благодарна за то, что у меня в жизни нет врагов, мне всегда встречаются только хорошие люди. Театр — это для меня любовь на всю жизнь».

Фото автора.

Еще по теме: