Когда чёртова дюжина – к добру

Лето и осень 2019-го запомнятся жителям Калуги пробками на дорогах, регулярными перекрытиями движения транспорта и елозящими по тротуарам и проезжей части тракторами, грейдерами и катками. Однако результаты этой дорожно-коммунальной вакханалии все-таки обещают быть приятными, причем не только при нахождении на улице, но и в домах.

Ведь в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Калуге в этом году не только новый асфальт укладывали, но и меняли коммуникации, идущие под дорогами. Например, водопроводы. А новые водопроводные сети — это улучшение качества водоснабжения и давления воды в наших кранах.

В этом году в областном центре ГП «Калугаоблводоканал» провело масштабные работы по обновлению своих сетей и устранению наиболее аварийных участков. Причем сделало это максимально оперативно, с применением новых технологий, что позволило уйти от чрезмерных разрытий.

Итоговые цифры говорят сами за себя: работы велись на тринадцати улицах Калуги, заменено уже больше 14 километров водопроводных и канализационных сетей, 150 водопроводных колодцев вынесено с проезжей части улиц на тротуары.

— Подготовку мы начали, когда еще снег лежал. Открывали каждый колодец, детализировали проект, чтобы выйти на объекты максимально подготовленными. В итоге прокладку труб завершили в августе, потом помогали дорожникам в переустройстве колодцев, где менялись опорные плиты, — поясняет генеральный директор ГП «Калугаоблводоканал» Юрий Петрушин. — Установленные опорные плиты, надеюсь, оценят автомобилисты. Плиты больше по диаметру бетонного кольца колодца, опираются на грунт, поэтому при проезде по ним не амортизируют под колесами транспорта, асфальт в итоге не разрушается. Сейчас с дорог мы ушли и завершаем работы по врезке новых труб в дома.

Отличительная черта ремонта водопровода этого года — активное использование метода горизонтально-направленного бурения, чем-то напоминающего лапароскопию в хирургии, когда операция выполняется через небольшое отверстие. Вот и сотрудники Калугаоблводоканала при перекладке трубопроводов не вскрывали большие участки дорожного полотна или пешеходных зон, не делали траншей, а через небольшой прокол протягивали новую полиэтиленовую трубу водопровода.

— Пластиковые трубы, у которых гарантия — 50 лет, мы прокладывали и к домам, и на магистральных водопроводах, — говорит руководитель предприятия. — Использовалась и лучшая на сегодняшний день запорная арматура, испытанная и хорошо зарекомендовавшая себя. Все это позволит в дальнейшем избежать аварийных ситуаций.

Улицы, где велись работы, выбирались отнюдь не методом тыка в схему водопроводных и канализационных сетей Калуги. Был проведен анализ поступавших в диспетчерскую службу звонков. Участки, где чаще всего случались порывы, и стали плацдармом для ремонтных работ. К примеру, это улицы Тульская, Никитина, Марата, Ленина.

— В сжатые сроки работы провели масштабные. При малейшей возможности колодцы выносили с дорог в зеленые зоны, хотя это усложняло процесс. Ведь для обустройства каждого из них приходилось утрамбовывать грунт в глубину примерно на три метра, затем задействовать испытательную лабораторию, которая должна была подтвердить соответствие уплотнений песчаной и щебеночной засыпки требованиям проекта и техническим регламентам, — поясняет Юрий Петрушин. — Однако в дальнейшем все эти усилия будут оправданы тем, что при проведении аварийно-восстановительных работ (если таковые потребуются) наши бригады не станут мешать движению транспорта.

Но не все было гладко во время ремонта, соглашаются на предприятии. Зачастую отсутствовали схемы сетей, которые перешли в обслуживание Калугаоблводоканала, например, от прежних ведомственных структур. Бывало, что имевшиеся на бумаге схемы не совпадали с реальным расположением сетей. Или неожиданно даже для инженеров после перекрытия задвижки на водопроводе под отключения попадали незапланированные к этому дома. В итоге, пока коммунальщики разбирались, некоторые жители Калуги вынуждены были терпеть «засуху» в своих квартирах. Но, говорит Юрий Петрушин, хоть звонков было и много, большинство калужан с пониманием относились к возникшей ситуации, терпели.

Ремонт водопроводных сетей в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» для ГП «Калугаоблводоканал» стал своеобразной проверкой на прочность.

— При работах на проезжей части необходимо было взаимодействовать с несколькими структурами сразу, при этом стараться выдерживать сроки отключения подачи воды потребителям. Тяжело было и физически: наши слесари и сварщики летом работали практически без выходных, — вспоминает генеральный директор ГП «Калугаоблводоканал» Юрий Петрушин. — Но полученный опыт показал, что мы можем справляться с любыми задачами.

А задачи, к слову, уже поставлены и цели намечены. Во-первых, продолжить работы в будущем году. Но еще до конца этого года сделать двухкилометровый задел по замене водопроводных сетей, включенных в план 2020-го. Сколько именно километров сетей будет обновлено в следующем году, в ГП «Калугаоблводоканал» пока сказать не готовы. Известно только, что работы уже точно будут вестись на улицах Московской, Фридриха Энгельса, Луначарского, Максима Горького.

Во-вторых, предприятие намерено постепенно снижать процент износа сетей и в год менять в целом по области около 50 километров трубопроводов, это примерно 7 — 10% от общей протяженности.

— Всего в нашем ведении — 900 километров сетей, из них под дорогами проходит примерно 180 — 200 километров. Именно на них и будут, прежде всего, ликвидироваться аварийные участки в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — добавляет Юрий Петрушин, обещая, что предприятие постарается и впредь не просто выдерживать сроки, но и, как в этом году, работать на опережение.

Фото ГП «Калуга-облводоканал».

Еще по теме: