В секторе газа

В Калуге на улице Рылеева семья отравилась угарным газом — родители и трое детей, старшему из которых — 12, а младшему — два года. Эта новость облетела местные СМИ на прошлой неделе и стала очередным поводом задуматься над ситуацией. Почему, несмотря на тотальные проверки и рейды, калужане попадают в больницы из собственных квартир? Кто виноват? И какие действия все-таки необходимо предпринять, чтобы прервать череду отравлений угарным газом?

В Калужской области несчастные случаи с бытовым газом действительно случаются чуть ли не ежегодно, и не всегда медикам удается спасти пострадавших. Так, в 2016 году в одной только Калуге было зарегистрировано 88 случаев отравления угарным газом, три из которых закончились летальным исходом. Такие данные, ссылаясь на региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф, называла начальник управления по работе с населением на территориях горуправы Калуги Инга Грибанская в январе 2017-го.

Следить за статистикой стали после того, как в 2016-м проверки газового оборудования в квартирах были инициированы во всех регионах страны на уровне Главного управления МЧС России. В нашей области тогда начали с неблагополучных семей, которые не особо следят за состоянием котлов и газовых плит в своих жилищах. В результате проверок было выявлено 2 712 квартир, где проживают неблагополучные граждане, 131 квартира была отключена от газоснабжения из-за неисправности оборудования.

Казалось бы, все должны были бдеть и впредь. Но в конце января этого года — новая трагедия. В областном центре на улице Луначарского погибают от отравления угарным газом 12-летняя девочка и ее родители, 22-летний сын погибших оказывается в реанимации. И снова газовым службам, управляющим компаниям, ТОСам и общественным комиссиям объявляют боевую готовность и отправляют в газовые рейды. Теперь уже квартиры проверяют не выборочно, а повсеместно.

На начало апреля, по сведениям регионального министерства строительства и ЖКХ, в Калужской области было проверено 55,5 тысячи квартир и домовладений. Выдано больше тысячи предписаний, из них 98% — в Калуге.

Областной центр, где живет треть населения региона, действительно проверяли больше всего. В газовые рейды выходил даже градоначальник Дмитрий Разумовский. В итоге в период с 24 февраля по 9 апреля межведомственными комиссиями было обследовано 7 888 квартир, сообщили нашему изданию в горуправе Калуги. Было составлено 1 138 актов о нарушениях, по 783 из них пришлось отключать газ из-за найденных нарушений или поломок в работе газового оборудования, 113 смогли устранить на месте.

Но, как оказалось, предпринятые усилия опять были напрасны. Недавний случай — тому подтверждение. Впрочем, еще в первые месяцы газовых рейдов специалисты жаловались, что их впускают только в каждую вторую квартиру. Даже в том доме на улице Луначарского, где в январе погибла семья, из 40 имеющихся квартир проверяющие сразу смогли осмотреть лишь 15. В остальные чересчур бдительные калужане незнакомцев просто не впустили.

Впрочем, причина пробуксовки проверок не только в настороженности людей. Ведь даже после того как в состав межведомственных комиссий включили участковых, представителей ТОСов и УК, не все двери открывались. Почему? Да потому что хозяева квартир отсутствовали — были на работе, службе, учебе. Вспомните, как проводились рейды. Вывешивалось объявление на подъезде с предупреждением о проверке и просьбой быть дома с утра до вечера. Редко кого из калужан работодатель и дела отпустят ждать под дверью целый день. Вот и получалось, что рейды вроде провели, да не везде попали. Хотя если бы подошли к организации правильно, то охватили бы куда больше жилья.

Между тем, как показал случай в этом сентябре, даже одна непроверенная квартира в доме может стать причиной несчастья. Семья из пяти человек на улице Рылеева отравилась угарным газом потому, что в квартире снизу вытяжку с угарным газом соседи вывели не в специальную шахту, а в обычный вентканал. Начальник управления ЖКХ горуправы Калуги Виктор Устинов, докладывая на планерке предварительные результаты проверки, назвал причиной случившегося непрофессионализм тех, кого наняли калужане для установки газового оборудования.

Разбирая ситуацию с газовыми проверками и газовыми несчастьями, приходишь к выводу, что ответственность за отравления калужан бытовым газом придется делить на многих. Тут и часть рейдов, проведенных, скорее, для галочки, чем по существу; и нежелание самих владельцев квартир соблюдать правила безопасности; и нечестные представители на рынке услуг; и даже мошенники, из-за активности которых люди перестают верить друг другу и пускать в дом представителей разных коммунальных структур.

Что предпринять, чтобы избежать трагедий? Тут, думается, лишь один выход — всем жить по правилам. Одним — вовремя и честно проверять, отправляя в дома калужан настоящих профессионалов, а не забулдыг. Другим — не экономить и заключать договоры на техническое обслуживание газового оборудования. В противном случае придется отвечать. С 2016 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ введена новая статья — «Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Хотя, как показывают калужские истории, отвечать за нарушения приходится иногда не штрафами, а чужими жизнями.