Некому лечить

Парадокс: врач в Калужской области, судя по статистике, — одна из самых высокооплачиваемых профессий, при этом лечить пациентов в поликлиниках желающих нет.

Недавно со своими детьми пришлось побывать в участковой поликлинике на улице Маршала Жукова в Калуге. Четыре посещения в трех кабинетах, нас приняли три разных педиатра, потому что участкового по нашему адресу не могут найти уже более года.

Не буду описывать мытарства мам с детьми возле кабинетов в период разгула вирусной инфекции. Скажу только об особенностях приема «бесхозных» пациентов, то есть тех, кого футболят по разным врачам. Каждый раз новый педиатр выспрашивает нас о симптомах и назначениях, потому что не разбирает почерк предыдущего коллеги. В принципе, ничего страшного.

Очередь относится к пациентам с другого участка, понятное дело, отрицательно — мы увеличиваем время приема, в результате к врачу попадаешь на полтора — два часа позже, чем означено в талончике.

Но и это можно пережить. Хуже всего то, что детей в результате такого приема выписали недолеченными. И в школу они пошли почти с теми же симптомами болезни.

На мой взгляд, это прямое следствие «нехватки специалистов в поликлиниках». Наши врачи, те, кто вынужден работать «за ту девушку», элементарно не успевают лечить и при этом укладываться в отведенные им нормы приема пациентов.

Собственный случай навел на мысль обратиться в областной минздрав за информацией по поводу имеющегося дефицита кадров.

Дело в том, что еще недавно в центральных СМИ твердили о том, что новые правила подготовки медицинских специалистов насытят наше первичное звено молодыми врачами. Якобы бакалавры обязаны будут отработать в поликлиниках несколько лет, и только после этого (за большие деньги, кто их найдет) смогут повысить свою квалификацию до следующего уровня. Прежнюю систему подготовки отменили два года назад, по идее, мы должны были почувствовать кое-какие изменения в лучшую сторону.

К сожалению, предоставленная статистика говорит о том, что недостаток в терапевтах и педиатрах сохраняется. Всего по области в первичном звене около 30 вакантных мест для участковых терапевтов, 39 — для педиатров и десять — для врачей общей практики.

Наибольшую лепту в общий дефицит врачей вносит Калуга, где не хватает почти половины терапевтов и врачей общей практики, трети участковых педиатров.

Немного радует, что в этом году ситуация в целом по области несколько улучшилась. Так, у нас на шесть человек прибавилось участковых врачей-терапевтов, пришли девять врачей-педиатров. Правда, убавилось количество врачей общей практики.

Если говорить об областном центре, то к нам прибыли пять участковых терапевтов, трое педиатров, и ушли пятеро (!) врачей общей практики.

По той же статистике, средняя зарплата врача в регионе сейчас составляет почти 69 000 рублей. При таком уровне да не хотят работать? Однако в этой информации не виден заработок молодого специалиста, а лишь указывается, что он зависит от объема выполняемых работ, сложности, степени самостоятельности и ответственности. То есть, надо полагать, что выпускники медвузов на начальном этапе работы существенно не дотягивают до упомянутой зарплаты. А если и дотягивают, то за счет переработки.

Из беседы с молодыми врачами в областной поликлинике я узнала, что они имеют в месяц около 60 000 рублей. В городской поликлинике Калуги зарплаты уже ниже сорока тысяч. А в Спас-Деменске, судя по данным о вакансиях на сайте минздрава, молодой участковый терапевт может рассчитывать на сумму чуть больше 21 000 рублей.

Правда, в районах молодежь получает сельскую доплату — компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг. Также из регионального бюджета врачу до 30 лет выплачивается сумма в размере 10% от оклада, и в течение трех лет положена материальная компенсация до 55 000 рублей. Кроме того, они могут надеяться на матпомощь за найм квартиры или компенсацию по ипотеке.

По словам заместителя главного врача ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» Оксаны Макеевой, сейчас благодаря объединению нескольких районных больниц в межрайонные в крупных райцентрах удалось решить вопрос со специалистами и врачами первичного звена. Однако в небольших населенных пунктах их по-прежнему не хватает. Не помогают ни уговоры, ни подъемные (в размере 1 млн рублей), ни целевой набор. Бывшие студенты ищут всякие лазейки, чтобы не идти работать в село. И даже обязательную отработку в поликлинике после шести лет обучения в вузе они предпочитают проходить в областном центре.

Молодых медиков можно понять — после высоких медтехнологий и городских вузов идти в деревню несладко. И, безусловно, заработки в соседней Московской области, где участковый в поликлинике получает 120 000 рублей, не идут ни в какое сравнение с нашими.

Что в этой ситуации предлагает областное министерство здравоохранения? Мы привлекаем в регион соотечественников из-за рубежа. По этой программе в прошлом году трудоустроено 92 человека, а в этом — уже 61.

И все же вернусь к молодым специалистам, потому как их все-таки очень мало в поликлиниках, а кадры стареют. Надо бы подумать, как удержать тех, кто сейчас в них пришел. Два года пролетят быстро, и перед ними станет дилемма — учиться дальше или осесть на своем участке? Если ничего не придумаем, весьма вероятно, что число вакантных мест среди терапевтов и педиатров в области вновь прибавится.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.