Убить нельзя оставить?

Мы гордимся количеством спасенных в перинатальном центре младенцев с экстремально низкой массой тела. Однако у нас почему-то не любят говорить, что 30% этих детей на всю жизнь остаются инвалидами. Кого спасаем и нужно ли реанимировать не ребенка еще, а плод?

zu0n

Одна из моих знакомых рассказала свою историю пребывания с недоношенным ребенком в больнице в Анненках. Она попала туда задолго раньше срока нормальных родов, врачи спасали двоих — и мать, и дитя. Малыш родился весом полтора килограмма. Прогноз врачей по поводу того, будет ли он развиваться нормально, был 50%.

Знакомая провела в перинатальном центре месяц, насмотрелась на всякое. Рядом с ней лежала женщина, у которой была двойня. Один плод (вес был меньше 500 граммов) спасти не удалось, второго ребенка реанимировали, с ним мама провела в центре пять месяцев, при выписке ее учили делать первую реанимацию, пока едет скорая (на случай чего). Девочка при этом продолжала находиться на искусственной вентиляции легких. Дорогостоящий аппарат для вентиляции пришлось покупать — помог спонсор. И здесь уже врачи на 100% были уверены, что впереди — глубокая инвалидность.

Несмотря на то что шансы на здоровое развитие были не очень большие, ребенок моей знакомой уже в год догнал своих сверстников. Удалось избежать ДЦП — по ее словам, с помощью хороших врачей, массажа, специальных упражнений. Сейчас он ничем не отличается от других малышей.

А другая семимесячная девочка, которая родилась в более спокойной обстановке, сейчас страдает от ДЦП и задержки психического развития.

Притом что, казалось бы, кто, как не она, должен был бы поддерживать обязательную реанимацию сильно недоношенных, моя собеседница против того, чтобы спасали детей весом до одного килограмма.

С тех пор как в нашей стране по рекомендации Всемирной организации здравоохранения было принято решение об обязательной реанимации новорожденных на сроке с 22 недель и весом более 500 граммов, количество детей-инвалидов прибавилось и продолжает расти.

По нашим данным, сейчас в калужские интернаты для умственно отсталых также больше отдают детей, которые были спасены реаниматологами от смерти по причине глубокой недоношенности.

Получается, что мы плодим инвалидов, которые впоследствии будут всю жизнь мучиться, с ними будут страдать и родители. Они из-за необходимости постоянного ухода за больным ребенком не смогут самореализоваться.

И, кстати, уход за выжившим в результате реанимации сильно недоношенным малышом не каждому по карману. Уже был упомянут аппарат для искусственной вентиляции легких, а кроме этого, для сведения, государственная поддержка для таких детей заканчивается почти сразу же после роддома. Для пользователя интернет-казино важно иметь возможность быстро пополнять баланс и выводить выигрыш удобным способом. Игровые автоматы с выводом на карту стараются заключить договор со многими финансовыми системами. Вот только клиентам не стоит забывать, что ввод и вывод, чаще всего, производится с использованием одного и того же кошелька, счета или карты. Далее вас в поликлиниках и больницах будут принимать на тех же условиях, как и обычных детей. Ездить к врачам придется очень часто, а если ты живешь в районе?..

Предвижу, что найдется достаточно большое количество людей, которые скажут, что ребенок — дар Божий и бороться нужно за каждую живую душу. Конечно, есть примеры, когда из таких крохотуль вырастает нормальный человек, и даже очень талантливый. А если не гений и не совсем нормальный, то пусть даже инвалид, но который вполне может реализоваться и быть мобильным — при современных технических средствах.

Но мне, мягко говоря, непонятна позиция тех врачей, которые считают, что выхаживать всех нужно из научных соображений. Задача медицины в этой ситуации — приобретать знания и опыт. И пусть этот ребенок имеет большой риск быть слепым, глухим и обездвиженным, зато мы научимся максимально продлевать беременность. В перспективе, глядишь, для создания человека и женщина будет не нужна.

Как будет — не знаю, но есть реальные данные о том, что до срока в 22 — 24 недели у плода формируется нервная система. До этого периода у рожденных детей в этом возрасте не происходит деления на серое и белое вещество головного мозга. Это так называемая высшая нервная деятельность, способность думать и чувствовать, то есть то, что отличает человека от животного.

bhcg

Не идем ли мы наперекор природе, которая таким способом избавляется от генетических и других аномалий, от рождения нежизнеспособного потомства?

В стране сегодня по закону детей с весом более 500 граммов на сроке от 22 недель в обязательном порядке должны реанимировать. Причем даже вопреки желанию родителей.

На мой взгляд, это ненормальная ситуация, когда родители и врачи понимают, что у ребенка почти нет шансов жить более-менее сносной жизнью и он обречен на растительное существование в пределах квартиры, — и при этом нужно обрекать его на нее.

Кстати, в Европе, принята другая система. Если ребенок родился на сроке с 23-й по 25-ю неделю, родители могут официально отказаться от реанимации. В момент преждевременных родов отцу или матери рассказывают о возможных рисках развития и предлагают выбор — либо полную реанимацию, либо паллиативную помощь.

Мне опять же могут возразить, что перекладывать решение на родителей не есть хорошо. У кого-то это последний шанс заиметь наследника, а другому он не очень-то и нужен. И все же мы даем жизнь своим детям и должны за них нести ответственность. Тем более если современная медицина не дает никаких гарантий, что спасенный после выкидыша (будем называть вещи своими именами) человечек получит шансы полноценно жить, а не существовать.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: