«Стон бандонеона»

Танго с таким названием и еще много музыки горькой страсти предложили меломанам виртуозы на закрытии фестиваля «Калужская осень». В Доме музыки при аншлаге прошел концерт любимца калужан, «Solo Tango Orquesta», и нового гостя — аргентинского артиста Вальтера Чино Лаборде.

Чино Лаборде, внук бандонеониста, сказал о себе: «Когда я был ребенком, меня воспитывали танго, мой дедушка, мама и асфальт Саранды». Артист снял серию документальных лент о танго. Произведения Астора Пьяццоллы Чино вместе с «Solo Tango Orquesta» исполнил в этом году на гала-концертах в честь юбилея композитора в Петербурге и Москве. Пьяццолла создал мир «танца на острие ножа», и артисты сумели передать его драматизм.

«Solo Tango orquesta» — российский коллектив, покоривший мир: победитель 35-го международного конкурса танго в Италии и 48-го форума танго в Германии, XV чемпионата мира в Буэнос-Айресе. Это единственный европейский танго-оркестр, дважды номинированный на Первую интернациональную премию в Аргентине.

Квартет (скрипка, рояль, контрабас, бандонеон) выступает на лучших концертных площадках Европы: в Берлинской филармонии, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале Чайковского, Московском международном доме музыки… Оркестр участвовал в спектакле Глеба Панфилова «Ложь во спасение» в театре Ленком.

У жанра танго в Калуге много страстных поклонников. Скрипач Александр Рязанов приветствовал их: «Мы приезжаем каждый год, но хотелось бы чаще». Публика выразила согласие, и не диво, ведь все музыканты квартета — виртуозы. В сольных фрагментах они показали высокий класс, и унисонное звучание было безупречным.

Пианист Артем Тимин оказался не только аранжировщиком и художественным руководителем коллектива, но и композитором, представив пьесу «Танго-вальс». Павел Ратынский разворачивал на колене уникальный аутентичный бандонеон, как черный экзотический цветок.

Реликтом большого стиля, подлинной элегантности, безупречных сценических манер предстал аргентинский гость. Вальтер Лаборде оказался не только певцом, но и ярким артистом, создав галерею персонажей — то страстного мачо, то разочарованного влюбленного, то подгулявшего нищего.

Танго «Макияж» рассказало о расставании. Покинутый влюбленный пел о слезах, которые нельзя скрыть гримом. Кульминацией вечера стала «Баллада о сумасшедшем», говорящем правду в глаза. Вальтер несколькими штрихами преобразил свой костюм, чтобы показать нищего уличного мудреца. Отточенная пластика, драматичный голос превратили песню в моноспектакль.

Певец комментировал тексты песен, скрипач переводил. К концу вечера слушатели настолько прониклись испанской речью, что кричали «Грасиас!» Вальтер по-русски благодарил калужан, слал в зал воздушные поцелуи. А зрители, в подавляющем большинстве — дамы, аплодировали стоя и преподнесли артистам алые розы.

Фестиваль завершился, но концертный сезон лишь поднял занавес. Сегодня, 2 октября, филармония начинает свой юбилейный, 75-й год программой «Оперетта и мюзикл». За полчаса до первого звонка музыкант, композитор, живописец Гарри Азатов представит свой дар городу — новое семиметровое полотно. Приходите расспросить мастера о звуках и красках!

Фото автора.

Еще по теме: