Полина Чернышева. Сменив фуэте на коромысло

Полине Чернышовой повезло начать кинокарьеру с главной роли в фильме Сергея Урсуляка «Тихий Дон». В памяти миллионов зрителей шолоховская Аксинья навсегда осталась в исполнении Элины Быстрицкой. В Сети по этому поводу был целый шквал возмущений.

С детства ей предсказывали премьерство в Большом театре — девочка всерьез увлекалась балетом. Во всем ее поддерживал отец — известный фотохудожник Илья Чернышов, который не уставал снимать ее изящные фуэте, выполняемые (ему так казалось) на профессиональном уровне. Параллельно с классическим балетом Полина занималась хореографией, брала уроки вокала и посещала студию современного танца.

 

Но когда настала пора подавать документы в балетную школу Большого театра, придирчивая комиссия что-то не то усмотрела в ее телосложении. Конечно, было обидно, но упорная девчонка продолжала заниматься, а параллельно еще брала уроки карате. Все это в ее дальнейшей сценарной жизни очень пришлось кстати. Сцена для нее началась рано. Ей посчастливилось даже в одной из театральных студий сыграть Дездемону.

Поступает в Щукинское училище, и с первых курсов ее принимают в труппу Вахтанговского театра. В скором времени молодая актриса становится обладательницей престижных премий: за лучшую женскую роль в пьесе А. Островского «Поздняя любовь» и премия «Золотой лист» за роль Елены в легендарной пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Увидев в кино «Финист — Ясный сокол» и влюбившись в главного героя, поняла, что русский фольклор намного интереснее ее балетных пристрастий. Сарафаны, прялки, чугунки из печки — во все это ей предстояло вжиться в самое ближайшее время.

С известным режиссером Сергеем Урсуляком она была знакома давно — училась и дружила вместе с его дочерью Дашей. Как-то он заглянул в училище взглянуть на работу молодых в одном из студенческих спектаклей. Но на этот раз его внимание было приковано к Полине. Сразу смекнул: эта девочка очень подойдет в новой работе! А замысел его был отчаянным — возродить на экране знаменитый «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Где найти Аксинью?! Конечно, Полина подобного предложения не ждала, поначалу ощутила не столько радость, сколько безумный ужас: как это она, городская девушка (почти девочка), сможет стать чистокровной донской казачкой?

Началась учеба, в корне отличная от вузовских мастер-классов. В Московском музее казачества она проходила курс местного быта: кормила гусей, доила коров, училась даже другой походке. Но самым сложным были коромысла. Ведра у нее опрокидывались в воду, и сама обливалась с ног до головы. И тут помогла ее балетная школа — владеть своим телом Полина умела отлично. Позже, когда съемочная группа переехала в станицу Вешенскую, где проходили основные съемки, еще доучивалась другим женским хитростям: печь в печи пироги, вязать и прясть.

Этого было мало — ей нужно было убедительно родить «на камеру», прямо в поле. Предварительно пришлось заглянуть в родильное отделение, чтобы понять все то, что чувствует роженица. Позже о работе Чернышовой в картине Урсуляк скажет: «В ней потрясающая природа. Она по-настоящему проживает роль. Если я не скажу «Стоп!», она способна родить во время съемок, даже не будучи беременной».

Картину приняли все по-разному. Упреков и колкостей было более чем достаточно. Большинство были едины в одном: на шолоховскую героиню она не похожа. Урсуляк парировал: «Казачки бывают разные! Я предпочел искренность чувств, точность физического воплощения». А сама Полина была уверена, что именно мама ее научила и петь «по-простому», и говорить, даже что-то подсказала в плане любви.

Откровенных сцен у Чернышовой было в фильме немало, через это нужно было пройти и полюбить своего партнера. Зрителю нет дела до смущения актрисы в постельной сцене с Григорием (Евгений Ткачук), Листницким (Сергей Сотников). Полина проживала судьбу Аксиньи. Но снова на ее героиню — поток упреков: мужу изменила, Григорию тоже. Выходит, она — вертихвостка?

Актриса обязана оправдать свою героиню. Ну, изменила зануде-мужу, который относился к ней как к корове, а потом любимому Гришке. Но Листницкий оказался рядом, когда всеми брошенную Аксинью и простое ласковое слово держало. Женщины слабы — не надо их за это судить. Кто бы что ни говорил о картине, но Чернышова считает, что такая роль случается раз в жизни. Эта работа стала для нее вторым институтом, когда в процессе съемок она даже чувствовала запах земли и чабреца.

«Я обожаю все дикое, простое и при этом страстное и огненное», — говорит, зная, что в ближайшее время ей будет все это и предложено. Предстояло в «Легенде о Коловрате» сыграть главную роль Анастасии — жены Евпатия, и начать жизнь русичей тринадцатого века. Она была околдована обстановкой на сценической площадке: воины в доспехах, горницы-светелки, чудо-кони. Теперь ей предстояло полюбить своего партнера Илью Малакова.

А что в жизни? «Евпатий — просто парень, который становится героем. Я должна рядом с ним быть, как учили в вузе, «в предлагаемых обстоятельствах». В общем, по жизни — никаких романов. Теперь она стала древней женщиной, нежной, любящей, но абсолютно другой, не той, что она сама.

Сегодня Полину Чернышову называют восходящей звездой экрана. И никому невдомек, что порой при слове режиссера «Начали!» она не может сразу собраться. Так и хочется крикнуть: «Подождите, я еще не готова!». В голове каша. Вы ждете дальше рассказ о личной жизни актрисы? Не ждите — таких сведений нет. Есть чуть-чуть о том, что она не бросила свои танцы, и не только на сцене — даже дома.

А поет, когда одна, и очень тихо, для себя. В свободное время любит удобно устроиться с ноутбуком и прямо из интернета смотреть хорошие фильмы, например, Эмира Кустурицы или Квентина Тарантино. Еще путешествовать с умными людьми нетеатральной среды, однажды даже рискнула подняться на Тянь-Шань. Так что муж пока не вписывается…

Еще по теме: