Кафка в балете абсурда

В загородном саду галки кричали: «Кафка! Кафка!» Имя создателя самых страшных фантасмагорий XX века переводится, как название этой сообразительной птицы. Под гвалт «однофамильцев» писателя публика шла на представление комикс-балета «Клаус.True.Фобия» в ИКЦ.

Инновационный театр балета при участии студии хореографии создал фантазию по мотивам произведений Франца Кафки «Превращение», «Сон», «Процесс». Действо вошло в лонг-лист 2019 года Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

«Послушай, Клаус! Когда твой день похож на все последующие, а вчерашний день ты уже забыл, пора придумать сказку для того, чтобы научиться бояться», — призвали авторы.

Место действия жизни, как беличьего колеса, — город TRUE. Герои — Клаус, Кафка и другие горожане — предавались тараканьим бегам так резво, будто ипотеку отрабатывали.

Хореограф-постановщик Ксения Голыжбина, постановочная группа (Ксения Голыжбина, Евгения Талецкая, Константин Солдатов, Андрей Горлачев) поселили персонажей в двухмерном мире комикса.

Грим артистов делал черты резкими, однозначными, как на бумаге. Сцены следовали друг за другом, как страницы журнала. Активно использовались проекции на экран, в котором дублировалось действие.

Вокруг море «информации», «инноваций» — такова реальность на взгляд раба картинки. На самом же деле — сплошной «День сурка», дурная бесконечность. Как бороться с симулякрами, имитацией дружбы, любви, работы, искусства, наконец, пищи? Для начала нужно осознать обман. А затем проявить мужество, и не поддерживать его, не потреблять «дошираки».

Воплощением бесцельности сизифова труда стал герой, который всю постановку бежал по беговой дорожке, но так и не сдвинулся с места. Изможденного заменил Клаус, и фитнес начался заново. Кстати, фитнес — лучшая метафора бесцельности усилий, вернее, мнимости цели.

Как перестать быть нарисованным человечком в уродливом комиксе, обрести полноту бытия и свободу? Может быть, посмотреть на свой город, на людей. Увидеть грязь, несправедливость, горе, а не только картинку смартфона.

Франц Кафка — писатель, философ, пророк, одна из ключевых фигур культуры XX века. Его произведения пронизаны сознанием абсурда цивилизации, страхом перед холодом мира и неправой властью.

Кафка — успешный и влиятельный выпускник университета, занимался страхованием травматизма на производстве, выступал по этим делам в судах, защищая потерпевших рабочих. Но социально значимую работу писатель воспринимал как занятие второстепенное и обременительное. Кафка способствовал улучшению условий труда на производстве в масштабах всей Северной Чехии!

В противовес своим неустроенным маргинальным героям облик Кафки был юношеским, аккуратным, строгим, поведение — спокойным и невозмутимым, речь блистала умом и юмором.

Творчество Кафки не привлекало внимание до тех пор, пока не были посмертно изданы его романы, полные безысходности. Они так ярко выразили современность, что стали фаворитами театра и кино. Наиболее знаменита экранизация романа «Процесс» Орсоном Уэллсом. В одной биографической драме Кафку сыграл Джереми Айронс!

Существует множество хореографических интерпретаций произведений Кафки, например, москвич Кирилл Радев перевел на пластический язык рассказ «Превращение». Есть даже мультипликационная версия произведения абсурдиста! Любителям всего передового можно порекомендовать посетить балет «Опасные игры» в ИКЦ 26 октября.

Фото из архива ИКЦ.

Еще по теме: