Домашка без нервотрёпки

Делать ли уроки с ребенком или только контролировать? Если помогать, то в каком объеме? Подобными вопросами задаются большинство родителей.

Первый класс — в первый раз, как его начнешь, так и пойдет — примерно так мы рассуждаем, когда у ребенка начинается домашка. Родители горят желанием помочь своему чаду правильно организовать рабочий день, приучить его к расписанию, к тому, что и как делать. Как правило, первачки не сразу понимают, что от них требует учитель и как это вообще — делать уроки.

Благими намерениями, как известно… В желании помочь мамы и папы порой так увлекаются, что не могут остановиться до окончания школы. Некоторые продолжают писать конспекты и готовить доклады за одиннадцатиклассников.

На самом деле остановиться нужно где-то на втором месяце совместного урокоделания. И даже раньше — нам нужно перестать воспринимать ребенка как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу.

Если вспомнить, именно собственные шишки и ошибки более всего способствовали тому, чтобы сделать правильные выводы. И как бы ни хотелось подстелить соломки, нужно понять, что у ребенка есть право споткнуться, упасть — и встать. Когда школьник что-то не приготовил, получил двойку или плохой смайлик, в следующий раз он сознательно попытается избежать повторения отрицательного опыта. А наши нравоучения «на всякий случай», скорее всего, будут отскакивать от него как от стенки горох.

Не призываю мам и пап вообще устраниться от выполнения домашнего задания. Можно проверить выполненное, можно и нужно помочь разобраться в сложном вопросе. Дальше — пусть он сам.

Так как дневники в первом классе стали необязательным атрибутом, задание на дом с доски дети переписывают в блокнотики. Что из себя представляют эти хранилища информации — отдельная история. Чтобы восполнить пробелы в записях своих чад, современные родители практикуют общение в соцсетях. В группах сбрасывают друг другу фото «д/з», обмениваются вопросами, в общем, доискиваются до истины разными путями.

Для взаимного общения и сближения такой способ, в принципе, неплох. А вот новоиспеченные школьники довольно быстро понимают, что можно вообще ничего не записывать с доски. Мама заглянет в «Вацап» и покажет ему, что задала сегодня Ольга Николавна. А может, стоило бы дать ему возможность пожать плоды своей безответственности — пусть попытается сам понять, что написал в блокнотике?..

Сейчас в школах официально отменены задания на дом для первоклассников. При этом многие учителя с одобрения родителей все равно задают, и помногу. Но это не значит, что все из того, что написал педагог и корявыми буквами с ошибками переписал ребенок, нужно делать и учить. Неплохо бы поинтересоваться у наставника, в какой форме и каком объеме он хотел бы, чтобы ребенок дома закреплял усвоенное на уроке.

Есть нормы выполнения домашней работы, которые учитывают в том числе и способность концентрации внимания, и работоспособность, и другие физические и психологические параметры для определенного возраста. В первом классе на каждый предмет отводится по полчаса. Умножаем на три «серьезных» урока, которые ежедневно ставятся в расписание, и получаем полтора часа. Столько, максимум, первачок может провести за домашкой, при этом через каждые двадцать минут нужно делать динамические и другие паузы.

А если он сидит и сидит за уроками — как быть? По опыту большинства, много заданий дети делают нередко столько же времени, сколько и меньшее их количество. У нас сложные отношения со временем. Чтобы ребенок научился правильно делать уроки, нужно не надзирать, а поставить будильник. Не успел — все равно переходит к следующему заданию. Так он научится распределять время.

Не забудем и о себе. Когда ребенок самостоятельно делает домашнюю работу, у родителей появляется свободное время — или, по крайней мере, оно не исчезает. Наверняка мы найдем, на что потратить эти полтора часа, которые могли бы провести за тетрадками.

Еще по теме: