Переполненный зал драмтеатра в дни фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» стал залом суда над злом, классика разоблачила его и вынесла приговор. Говорят, отрицательный пример — самый действенный. Увидев портреты всех пороков, зритель точно имеет шанс очиститься.
Нижегородский академический театр драмы представил «умопомрачение в двух частях», перенеся на сцену русского Тартюфа, Иудушку. Юрий Котов был отмечен жюри за воплощение образа этого морального садиста. Режиссер-постановщик Искандер Сакаев увидел в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина новую актуальность. Сколько развелось ханжей, постящихся (для вида) на сухариках, но пьющих человечью кровь!
Режиссер Пензенского областного драмтеатра Ансар Халилуллин представил Вассу Железнову героиней трагифарса. «Васса и другие» — история морального разложения, порожденного алчностью и безнаказанностью. Перепрыгнув эпоху, сочинение Максима Горького, увы, стало современным до банальности, как светская хроника. Заслуженная артистка России Альбина Смелова показала купчиху-мужеубийцу как заложницу логики накопления.
«Иванов» Антона Чехова — одна из ироничных загадок мировой драматургии.
Режиссер-постановщик Костромского драмтеатра Сергей Кузьмич прочел произведение как комедию, насытив действие водевильными жестами. Действительно, послушав сетования героя-антигероя, почти каждый скажет: «Мне бы ваши проблемы, господин учитель»!
Дворянчик Иванов (Иван Поляков) не повзрослел, так и катается на карусельных лошадках, и каждый его поступок — предательство. Доктор Львов (Александр Соколов) распрощался с благородством и откровенно домогается умирающей Сары. Овацию сорвала острохарактерная богатая вдова (Мария Петрова), будто из ложи выпрыгнувшая. Актерскому ансамблю отлично удалось передать затхлость пошлости, бьющей в нос. Жюри отметило спектакль дипломом за верность Чехову.
Крики, поножовщина, хохот падшей женщины, залитые кровью руки и стены… Нет, это не «Техасская резня бензопилой», а «Братья Карамазовы» Рыбинского драмтеатра.
Артисты работали азартно и убедительно, диалог Ивана с чертом, монологи Федора Карамазова, старца Зосимы, вздрагивания Алексея по-настоящему хороши, следить за ними было редкостной радостью. Тени так пугающе метались по залу, что казалось — к каждому зрителю явился двойник из преисподней.
Но в инсценировке Анатолия Королева и постановке Петра Орлова гениальная история борьбы идей превратилась в бытовые семейные разборки. Начисто исчезли притча о Великом инквизиторе, крепостном мальчике, насмерть затравленном собаками по приказу барина. И непонятно, чем так прекрасен Иван и так мерзок резонер Смердяков.
Могут возразить, «да кто ж этого не знает»! Но, например, на спектакле по «Отцам и детям», когда артист, упреждая действие, сказал: «Его похоронили», зал зашелестел: «Кто-то умер?» Яркая работа артистов вывела спектакль к овации.
Родная драма побаловала калужан беспроигрышной комедией Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Главный режиссер театра Владимир Хрущев рассказал историю лицемерного хищника. «Юноше, задумывающемуся, делать жизнь с кого» эта история — назидание. Глумов (Кирилл Бессонов) без труда бы выплатил ипотеку! Жюри отметило его за лучшую мужскую роль.
Мамаев (Сергей Лунин) в восторге от льстеца, которого можно учить жить да еще и скучающую жену (Светлана Никифорова) на руки скинуть. Перечитайте эти инструкции по выживанию да сходите на спектакль!
Тем более что Калуга — не чужая русскому Мольеру! Соседствуя с разрушенным Домом Яковлева, ждет сноса родное гнездо соавтора Островского. С 1853 года восемь лет в нем проживал будущий драматург Николай Соловьев. Вместе с Островским он написал пьесы: «Светит, да не греет», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Счастливый день».
Сергей Морозов, режиссер спектакля «Отцы и сыновья», отмеченного за лучший актерский ансамбль, рассказал анекдот из жизни Островского. Ходит драматург по коридорам, слушает репетицию.
— Хорошо! Хорошо!
— Хорошо играют?
— Нет, хорошо написано!
Каждое слово — не в бровь, а в глаз да под дых. Смотришь на этот паноптикум сегодня и уже не удивляешься — обычные люди, поэтому и жизнь стала такая «интересная». Подобие гигантских мух, ползающих по кускам рафинада, остроумнейшим декорациям-трансформерам, придуманным Анатолием Шикулем.
Но и играют калужане с большим воодушевлением — артисты соскучились по эксцентрике. Тонким равновесием гротеска и реалистичности отличилась работа заслуженного артиста России Сергея Лунина.
Рельефное и ненавязчивое музыкальное оформление Григория Бирюлина осыпало блестками и без того сверкающее действо — жюри отметило модно-серебряные костюмы Яны Куштевской. Спектакль неминуемо станет кассовым лидером.
Директор театра и фестиваля Александр Кривовичев подивился вместе с залом, что 20 спектаклей и 122 мероприятия программы миновали. Водопад конфетти и воздушных шаров закончил фестиваль и открыл новый театральный сезон. Пора за билетами!
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и из архива театра.
Комментарии
Больше по теме
Спасатели предупредили калужан об усилении ветра
До 15 лет лишения свободы грозит жительнице Обнинска за убийство сожителя
Жительница Обнинска потеряла 1,7 млн, пытаясь заработать на бирже