Театральный суд классики

Переполненный зал драмтеатра в дни фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» стал залом суда над злом, классика разоблачила его и вынесла приговор. Говорят, отрицательный пример — самый действенный. Увидев портреты всех пороков, зритель точно имеет шанс очиститься.

Нижегородский академический театр драмы представил «умопомрачение в двух частях», перенеся на сцену русского Тартюфа, Иудушку. Юрий Котов был отмечен жюри за воплощение образа этого морального садиста. Режиссер-постановщик Искандер Сакаев увидел в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина новую актуальность. Сколько развелось ханжей, постящихся (для вида) на сухариках, но пьющих человечью кровь!

Режиссер Пензенского областного драмтеатра Ансар Халилуллин представил Вассу Железнову героиней трагифарса. «Васса и другие» — история морального разложения, порожденного алчностью и безнаказанностью. Перепрыгнув эпоху, сочинение Максима Горького, увы, стало современным до банальности, как светская хроника. Заслуженная артистка России Альбина Смелова показала купчиху-мужеубийцу как заложницу логики накопления.

«Иванов» Антона Чехова — одна из ироничных загадок мировой драматургии.

Режиссер-постановщик Костромского драмтеатра Сергей Кузьмич прочел произведение как комедию, насытив действие водевильными жестами. Действительно, послушав сетования героя-антигероя, почти каждый скажет: «Мне бы ваши проблемы, господин учитель»!

Дворянчик Иванов (Иван Поляков) не повзрослел, так и катается на карусельных лошадках, и каждый его поступок — предательство. Доктор Львов (Александр Соколов) распрощался с благородством и откровенно домогается умирающей Сары. Овацию сорвала острохарактерная богатая вдова (Мария Петрова), будто из ложи выпрыгнувшая. Актерскому ансамблю отлично удалось передать затхлость пошлости, бьющей в нос. Жюри отметило спектакль дипломом за верность Чехову.

Крики, поножовщина, хохот падшей женщины, залитые кровью руки и стены… Нет, это не «Техасская резня бензопилой», а «Братья Карамазовы» Рыбинского драмтеатра.

Артисты работали азартно и убедительно, диалог Ивана с чертом, монологи Федора Карамазова, старца Зосимы, вздрагивания Алексея по-настоящему хороши, следить за ними было редкостной радостью. Тени так пугающе метались по залу, что казалось — к каждому зрителю явился двойник из преисподней.

Но в инсценировке Анатолия Королева и постановке Петра Орлова гениальная история борьбы идей превратилась в бытовые семейные разборки. Начисто исчезли притча о Великом инквизиторе, крепостном мальчике, насмерть затравленном собаками по приказу барина. И непонятно, чем так прекрасен Иван и так мерзок резонер Смердяков.

Могут возразить, «да кто ж этого не знает»! Но, например, на спектакле по «Отцам и детям», когда артист, упреждая действие, сказал: «Его похоронили», зал зашелестел: «Кто-то умер?» Яркая работа артистов вывела спектакль к овации.

Родная драма побаловала калужан беспроигрышной комедией Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Главный режиссер театра Владимир Хрущев рассказал историю лицемерного хищника. «Юноше, задумывающемуся, делать жизнь с кого» эта история — назидание. Глумов (Кирилл Бессонов) без труда бы выплатил ипотеку! Жюри отметило его за лучшую мужскую роль.

Мамаев (Сергей Лунин) в восторге от льстеца, которого можно учить жить да еще и скучающую жену (Светлана Никифорова) на руки скинуть. Перечитайте эти инструкции по выживанию да сходите на спектакль!

Тем более что Калуга — не чужая русскому Мольеру! Соседствуя с разрушенным Домом Яковлева, ждет сноса родное гнездо соавтора Островского. С 1853 года восемь лет в нем проживал будущий драматург Николай Соловьев. Вместе с Островским он написал пьесы: «Светит, да не греет», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Счастливый день».

Сергей Морозов, режиссер спектакля «Отцы и сыновья», отмеченного за лучший актерский ансамбль, рассказал анекдот из жизни Островского. Ходит драматург по коридорам, слушает репетицию.

— Хорошо! Хорошо!

— Хорошо играют?

— Нет, хорошо написано!

Каждое слово — не в бровь, а в глаз да под дых. Смотришь на этот паноптикум сегодня и уже не удивляешься — обычные люди, поэтому и жизнь стала такая «интересная». Подобие гигантских мух, ползающих по кускам рафинада, остроумнейшим декорациям-трансформерам, придуманным Анатолием Шикулем.

Но и играют калужане с большим воодушевлением — артисты соскучились по эксцентрике. Тонким равновесием гротеска и реалистичности отличилась работа заслуженного артиста России Сергея Лунина.

Рельефное и ненавязчивое музыкальное оформление Григория Бирюлина осыпало блестками и без того сверкающее действо — жюри отметило модно-серебряные костюмы Яны Куштевской. Спектакль неминуемо станет кассовым лидером.

Директор театра и фестиваля Александр Кривовичев подивился вместе с залом, что 20 спектаклей и 122 мероприятия программы миновали. Водопад конфетти и воздушных шаров закончил фестиваль и открыл новый театральный сезон. Пора за билетами!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и из архива театра.

Еще по теме: