Он не стар, он суперстар!

Эта бородатая шутка подходит для описания участников VII Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге». Хочется растроиться, чтобы посмотреть все спектакли программы.

Ее описал Александр Калягин, народный артист России, председатель Союза театральных деятелей страны. «Идея фестиваля родилась 17 лет назад по инициативе администрации Калужского драматического театра. Фестиваль продолжает жить и просвещать зрителей.

В нынешнем году это будут театры из Нижнего Новгорода, Пензы, Вологды, Тулы, Костромы, Рыбинска, Твери, Астрахани.

В дни проведения форума пройдет и II фестиваль моноспектаклей «Актер & коврик», где будут демонстрироваться постановки из Рязани, Санкт-Петербурга, Брянска и Вологды. А еще в театре пройдет финал конкурса современной драматургии «Время диктует». В дополнительную программу также включены спектакли театров из Калуги, выставки, мастер-классы, всего не перечесть. Высокопрофессиональное и взыскательное жюри выставит «оценки» всем участникам, и все премии и награды получат лучшие из лучших.

Жюри действительно звездное. Его возглавляет актриса Эфроса, лауреат премий «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска» Ольга Яковлева, «судят» творцов член экспертного совета премии «Золотая маска» Алла Шевелева, Григорий Заславский — арт-директор фестиваля, ректор ГИТИСа.

Мы расспросили Григория Анатольевича о том, куда движется, как развивается фестиваль.

— Мне кажется, что фестивалю необходима команда. Пока ее нет, и это мешает его развитию. Но это не мешает сделать праздник для публики, и Бог его знает, что важнее. Фестиваль становится все более масштабным, но хочется новых смыслов, которых пока нет.

…Директор фестиваля и театра Анатолий Кривовичев отметил, что «фестиваль расширяется, театральная площадка выросла до «Калуги театральной». Мы стараемся сохранять не нафталиновые традиции, а традиции классического театра.

На фестиваль поступило 53 заявки. В основном гости привозят постановки классических произведений. Более современных произведений, чем сочинения Тургенева, Островского и Достоевского, я не знаю. Малая сцена представляет зрителям эксперимент, театральные изыски, которых завтра может уже и не быть».

В пятницу, 13 сентября, программу открыл почетный гость, театр «На Литейном» из Санкт-Петербурга. Его директор и художественный руководитель Сергей Морозов рассказал о плюсах совмещения этих должностей.

— Невозможно, когда директор и художественный руководитель не слышат друг друга. Таких театров много, и это губительно как для финансовой, так и для творческой стороны их работы. Сначала я два года был главным режиссером театра, поэтому этот переход был для меня логичным, тем более что такая система существует во всех театрах Ленинградской области.

О постановке «Отцы и сыновья», лауреате театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», завязалась дискуссия. Режиссер Сергей Морозов сказал, что для него «это — вектор развития театра. С одной стороны — это русская классика, с другой — ее переосмысление современником, европейским писателем Брайаном Фрилом. У Тургенева мы взяли про любовь и про смерть, у европейцев представления о них совсем другие.

Сейчас нигилизм существует в другом виде, чем это было описано в гениальном романе Тургенева. Существует потерянность поколения, которое ищет свои принципы, опору. Насколько мы можем и должны выпрыгивать из наследственных рамок? Трагедия Базарова в том, что он вступает в противоречивые отношения со своей породой.

Молодежь приходит на спектакль с гаджетами, но по ходу просмотра откладывает их в сторону, погружаясь в мир мысли, слова.

Оформил спектакль художник Олег Головко, с которым я познакомился через творчество Александра Плетнева.

— Среди паразитов Базаров — труженик, ученый, врач, спаситель и просветитель людей, он погибает, леча бедных от эпидемии. Базаров жизнь отдал за прогресс. А что это такое и верите ли вы в него?

— А не самоубийство ли смерть Базарова? Мне кажется, в романе речь не о прогрессе, а о человеке, существе противоречивом. Люди трех последних веков во многом схожи, говорить можно только о регрессе.

Павел Петрович, который отстаивает «принсипы», традиции, замыкается в деревне, бежит от мира. Он понимает, что не прав в конфликте с Базаровым, и именно поэтому уезжает.

Спектакль задел состраданием к мятущейся душе Базарова, горю его стариков-родителей, прозрачностью и поэтичностью сценического пространства.

Театр ненормативной пластики из Санкт-Петербурга показал предсмертную исповедь, «Сибирь», обыкновенную историю о жестокости, равнодушии, беззащитности старости. Спектакль — потрясение стал победителем международного фестиваля «Монокль».

В день рождения Циолковского, 17 сентября, калужский спектакль «Отчаянные мечтатели» по прозе учителя снимало центральное телевидение. А на открытии фестиваля Золушка дарила зрительницам цветы, циркачи пускали гигантские мыльные пузыри, Сивилла предсказывала будущее. Праздник продолжается на семи площадках, не пропустите его, ведь впереди — Чехов, Достоевский, Гольдони, Островский, Бабель, Воннегут, смех и слезы муз!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: