Не навреди

Немало подростков оценивают себя неадекватно и бросаются во все тяжкие. Проблема в том, что к родительским словам в этот период прислушиваются меньше, чем к сверстникам. Как ненавязчиво и продуктивно помочь ребенку обрести себя?

Сложилось устойчивое мнение, что дети 11 — 14 лет невыносимы. Они импульсивны и непостоянны. Еще недавно сын был самодоволен, поучал всех домашних и был, что называется, в ударе. А из школы пришел подавленный, ни с кем не хочет разговаривать и грубит.

Такие скачки повторяются беспрестанно. Мнение тинейджера, его предпочтения меняются, словно ветер. Пару месяцев назад он мечтал о рваных джинсах и худи, а сейчас купленное превратилось в «отстой, который я никогда не надену».

Мы, родители, тоже бросаемся из крайности в крайность. Сначала требуем и давим авторитетом на ребенка, как раньше, когда он был податлив и боялся заслужить неудовольствие своим поведением. А когда чадо не «давится», начинаем сюсюкать, упрашивать, пытаемся манипулировать и другими способами.

Да, особенностью самооценки подростка является ее неустойчивость. Она скачет от завышенной к заниженной и обратно. Причем если в дошкольном возрасте на нее преимущественно влияли родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Авторитет родителей падает, и сколько бы мама ни убеждала дочку, что она красивая, та будет сомневаться, если мальчики в школе не обращают на нее внимания.

Как же тогда помочь взрослеющему человеку повысить свою самооценку или хотя бы не ухудшить ее? Есть несколько способов это сделать.

Не учить и не навязывать свои представления о красоте и приличии, а помочь действием — так можно подобрать ключик к ранимой подростковой душе. Предложите пойти к профессиональному парикмахеру, стилисту или кожнику (если появились проблемы с прыщами), косметологу.

Человек в 11 — 12 лет зациклен на себе и поиске своего «я» в коллективе. Поэтому у него должно быть больше возможностей выделиться среди сверстников. Если не сложились отношения в школе, то они могут сложиться в другом коллективе.

Можно поэкспериментировать с кружками, секциями, отправить ребенка в оздоровительный лагерь, путешествовать всей семьей с друзьями, где есть дети похожего возраста. Там человек может по-новому раскрыться: наконец-то люди увидят его другую сторону и оценят! Чем шире круг общения, тем больше разных граней его личности «засветится» и тем объемнее станет представление о себе.

Один из способов заключается в том, чтобы не усугублять ситуацию и не критиковать.

Кто-то скажет, что здоровая критика еще никому не повредила. Однако в ситуации с внешностью лучше обойтись без нее. Если вы скажете девочке, которая перекрасилась в радикальный зеленый цвет, что «так еще хуже, чем было», то она услышит за этими словами то, что и раньше было плохо.

Говорят, родители могут программировать будущее своего ребенка, и в том числе самооценку. К сожалению, от некоторых взрослых фраз и действий не спасает даже подростковый пофигизм. «Ты что — тупой?», «Прекрати немедленно!», «Хватит — я сама все сделаю», «Кто бы говорил» — за этими словами стоит пренебрежение и неверие в силы и возможности своего отпрыска. И пусть они сказаны в запальчивости, они подрывают уверенность в себе. Тот, кто это слышит, понимает, что его не уважают как личность, что для подростка равносильно сравнению с ничтожеством.

Люди опытные в общении с детьми переходного возраста советуют вместо вот таких обидных фраз использовать другие. «Может, ты что-то не понял? («Что именно тебе не ясно?»), «Расскажи, что произошло», «Попробуй еще раз», «Ты так думаешь?». Эти слова не так привычны в лексиконе российского родителя, но, быть может, именно они позволят в будущем поменять мрачный менталитет нашего человека?..

Еще по теме: